Садждату т-тилява — земной поклон по случаю чтения аята Корана

садждату т-тилява

В Коране есть некоторые аяты, после которых желательно совершить земной поклон. Такой поклон называется в арабском языке садждату т-тилява.

Земной поклон по случаю чтения аята Корана является желательным для того, кто прочитал аят, будь он в намазе или вне намаза, а также для того, кто услышал этот аят вне намаза.

Доводом этому служит хадис, который передает имам аль-Бухари (1025) от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам суру, в которой есть «саджда» (то есть аят, после которого желательно совершать земной поклон), и он совершал земной поклон, и мы совершали вместе с ним, так что один из нас не находил места для того, чтобы поставить лоб».

Абу Дауд передает немного другую версию хадиса, в котором сказано: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, а когда доходил до аята, в котором есть «саджда» он произносил такбир и совершал земной поклон, и мы совершали земной поклон вместе с ним».

Также имам Муслим передает хадис (81) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда сын Адама читает аят «саджда», и совершает земной поклон шайтан отдаляется и плачет, говоря: «О горе мне! Сыну Адама повелели совершить поклон и он совершил, и ему рай! А мне было поделено совершить поклон и я ослушался, и мне Ад!»»

Аятов Корана, после которых желательно совершить земной поклон 14. Они находятся в сурах «Преграды», «Гром», «Пчёлы», «Перенос ночью», «Марьям», два аята в суре «Хадж», Различение», «Муравьи», «Поклон», «Дым», «Звезда», «Раскалывание», «Сгусток».

А как совершается садждату т-тилява? Тот, кто совершает земной поклон по случаю аята Корана поднимает руки также, как на такбирату-ль ихрам и произносит такбир, потом опять произносит такбир, но не поднимая руки и совершает один поклон. Это такой же земной поклон, как в обычных намазах. А после поклона дает таслим (говорит ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах).

Такбирату-ль ихрам и таслим являются условиями садждату т-тилява. Также условиями земного поклона по случаю чтения аята Корана будут условия обычного намаза, как наличие омовения, направление в сторону киблы и так далее.

[По материалам книги «Аль-фикху-ль манхаджи].

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

4 комментарии

  1. Ассаляму алайкум ва рахматуллагь.
    А если я сижу и читаю Коран, то в этом случаю мне надо встать и сделать такбиратуль ихрам и произнести такбир, потом потом со словами Аллагьу Акбар и пойти на суджуд?
    И еще: в земном поклоне говорить нужно Субхана Раббиаль а’ля?

    • admin:

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛЛах ва баракатух!

      Современный шафиитский ученый Мухаммад Аз-Зухайли пишет в своей книге «Аль-Му’тамад», что человеку, который прочитал аят «саджда» сидя не является желательным вставать для совершения земного поклона, так как это не установлено. Он совершает поклон с сидячего положения.

      Что касается молитвы во время земного поклона по случаю прочтения аята «саджда», то от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, передается дуа, которое желательно читать во время такого земного поклона.

      В хадисе от Абу Дауда, Тирмизи, Ан-Насаи и аль-Хакима передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал в земном поклоне по случаю прочтения аята «саджда» следующее дуа:

      سجد وجهي للذي خلقه وصوره وشق سمعه وبصره بحوله وقوته .

      «Саджада ваджхи ли-ЛЛязи халякъаху уа саввараху уа шакка самъаху уа басараху би-хаулихи уа къувватихи»

      А в версии имама Аль-Байхаки есть добавка:

      تبارك الله أحسن الخالقين

      «Табарака ЛЛаху ахсану-ль халикин»

      Также есть другая молитва, которая передается в хадисе от Тирмизи, аль-Хакима и Аль-Байхаки, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал в суджуде следующую молитву:

      اللهمَّ اكتُبْ لي بهـا عندك أجراً ، وضَــعْ عنـي بها وِزْرا ، واجعلهـا لي عندك ذُخْراً ، وتقبـَّـلْها مني كما تقَبــَّلـتَها مـــن عبدِك داود

      «Аллахумма-ктуб ли биха индака аджран уа даъ анни биха визран уа-джъальха ли индака зухран уа такабба-ль минни кама такаббальтаха мин абдика Давуд».

      См. «Аль-Му’тамад», 1 том, стр. 358-359.

      Аллах знает лучше!

  2. admin:

    Кстати, в статье не указано, что намерение также является обязательной составной частью садждату т-тилява также, как и во всех видах поклонения. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине дела оцениваются по намерениям». Поэтому нельзя забывать и о намерении.

  3. admin:

    Если человек, прочитав или услышав аят-саджда не совершил земного поклона и прошло много времени, даже если оно прошло по какой-либо причине, то совершать земной поклон не нужно, так как он не был совершён сразу после прочтения или прослушивания аята, и такой земной поклон не возмещается. Он не возмещается потому, что связан с определенной преходящей причиной, также как намаз по случаю затмения луны или солнца.

    Если же не прошло много времени, (кстати, долгота времени определяется по урфу — общепринятой практике) то можно совершить земной поклон.

    Аллах знает лучше!

  4. Вот сейчас можно сказать, что раскрыли эту важную тему более подробно. Баракаллагьу фик.
    Пусть Аллах увеличит ваши знания.

Оставить комментарий

Проверка *