Шариат – всегда и везде

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мой пример и пример всех пророков, которые были до меня, подобен человеку, который построил прочное и красивое здание, не достроив только один кирпичик. После этого, люди, обходя это здание, стали удивляться его красоте и вопрошать: «Почему этот последний кирпичик не был достроен?». Я и есть этот последний кирпичик, и я – последний из всех пророков» (Бухари).

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение посланнику Аллаха. А затем:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне дано пять вещей, которые не были даны никому до меня: мне была дарована победа с помощью страха, (который Аллах вселил в души моих врагов, находящихся от меня) на расстоянии месяца (пути); вся Земля сделана для меня мечетью и сделана чистой, поэтому, где бы ни застало человека время намаза, пусть совершает его; мне сделали дозволенным получение трофеев; (раньше) пророк посылался только к своему народу, а я был послан ко всему человечеству; мне предоставлено право заступничества» (Бухари).

Если посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, есть тот недостающий кирпичик в красивом здании и является последним пророком, посланным к людям, то и закон, с которым он пришел, Аллах сделал пригодным для всех людей, не зависимо от места их проживания и на все времена – к каким бы социальным культурам они ни относились и на какой бы стадии развития ни находились.

Вот почему шариат отвечает любым вызовам, любым обстоятельствам времени и места. Шариат дает критерий оценки событий в соответствии с тем, что заповедовал Господь. А как же иначе, ведь кто даст лучший закон своим творениям, чем сам Творец – «Неужели этого не будет знать Тот, Кто сотворил, если Он — Проницательный (или Добрый), Ведающий?» (Сура Власть, аят 14).

То, что есть и то, что будет – все во власти Прекраснейщего и Высочайщего: «Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению» (Сура Луна, аят 49).

Всему, что происходит сейчас, что было и что будет происходить есть отражение в Божественном откровении: Коране и Сунне. Свят Тот, кто знает сокровенное: «Господь твой не забывчив» (Сура Марьям, аят 64).

У всех положений шариата существуют причины их появления. Все аяты Корана имеют причину ниспослания. Но положения шариата и аяты Корана не ограничиваются возможностью применения и привязанностью к тому, прошлому времени. Существует правило – в расчет берутся общие положения, а не причина их появления. Вот почему все, что происходит после пророка, мир ему и благословение Аллаха, подпадает под общие положения источников шариата, даже если эти события и не имели место быть на заре ислама.

Приведем примеры из слов Всевышнего Аллаха: «… он объявит дозволенным благое и запрещенным скверное… » (Сура Преграды, аят 157). В этом аяте заключен общий смысл закона – все виды благого дозволены и все виды мерзкого запретны. Вот почему указание на запрет курения сигарет основывается на исследованиях медиков, констатирующих факт вреда и скверны никотина.

Также можно столкнуться с событиями, которые не имели место быть, а значит, по ним нет прямого священного текста. Однако они разрешаются методом проведения аналогий в Коране и Сунне. Рационально – но прежде основываясь на устоях священного текста – новое явление сопоставляется с аналогичным, относительно которого уже есть упоминание в священном Писании, и затем выносится решение. По-арабски это называется кияс, на русском – аналогия. Этому методу обучил сам пророк, мир ему и благословение Аллаха, сподвижников, да будет доволен ими Аллах, согласно словам Всевышнего: «Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением!» (Сура Сбор, аят 2).

 

Несколько примеров

 

Некто спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О, посланник Аллаха! У меня умерла мать, но у нее остался не возмещенным один месяц поста. Следует ли мне возместить за нее? Он спросил: Если бы у твоей матери был долг, ты должен был бы его возместить? Да – ответил он. Тогда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: так долг перед Аллахом более стоит того, чтобы его возместить» (Бухари) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, научил сподвижника проведению аналогии между долгом перед Аллахом и долгом перед людьми.

Другой пример: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил Умару, да будет доволен им Аллах, на его вопрос о поцелуе во время поста: «Что ты думаешь о полоскании рта во время поста? Нет в этом проблем – сказал Умар. А там как?». (Ахмад, Абу Дауд) Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнил поцелуй с полосканием рта, потому что они оба близки к тому, чтобы нарушить пост.

Еще пример: Пророк послал своего сподвижника Муаза бин Джабаля в Йемен в качестве судьи и правителя. Прежде чем Муаз покинул Пророка, тот спросил его: «Согласно чему ты будешь судить, когда ты столкнешься с проблемой? Согласно книге Аллаха, — ответил Муаз. «А если не найдёшь там ответа? — поинтересовался Пророк. По Сунне посланника Аллаха — сказал Муаз. А если ни в Книге Аллаха, ни в Сунне посланника Аллаха ты не найдёшь ответа? — вопрошал Пророк. «То буду судить по своему мнению, не пожалев сил на поиск верного решения», — ответил Муаз. «Хвала Аллаху, наставившему посла посланника Аллаха на угодный посланнику Аллаха путь – воскликнул Пророк» (Ахмад, Абу Дауд).

Исламский шариат способен отражать все стороны жизни любого общества, не смотря на  национальные и расовые особенности различных государств – как методом прямого текста, так и методом вынесения постановления.

Усвоение сподвижниками – да будет доволен ими Аллах – метода аналогии и прекрасная практика этого метода

Сподвижники сказали Абу Бакру, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха был доволен тобой, как религиозным человеком. Разве мы не будем довольны тобой, как нашим земным правителем?!» Эти слова были ими сказаны при избрании Абу Бакра халифом. В своем избрании они основывались на проведении аналогии со случаем избрания пророком Абу Бакра, как руководителя намаза.

Халиф Умар, да будет доволен им Аллах, когда узнал, что некоторые его наместники стали брать закят-налог натурой с торговцев алкогольными напитками, который потом продавали и пополняли казну, обратился к ним: «Разве не знаете, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах погубил иудеев, которым был запретен жир мертвечины, но они все равное его продавали и поедали прибыль от нее» (Бухари). Умар, да будет доволен им Аллах, провел аналогию между алкоголем и мертвечиной, заработок от которой запретен.

Халиф Умар, да будет доволен им Аллах, писал в своем письме Абу Мусе Ашари, да будет доволен им Аллах, когда назначил его наместником: «…. а затем умей сопоставлять и сравнивать. Выноси решение на основе своего мнения».

Имам Ас-Суюти, да смилостивится над ним Аллах, сказал в книге «Сравнения и сопоставления»: «Знай, что наука о сравнениях и сопоставлениях имеет большое значение.  С ее помощью постигают положения фикха, ее дух, источники, мудрости, заложенные в ней, а также, познав ее, можно стать искусным  специалистом в фикхе. Аналогия позволяет раскрыть и обосновать нормы, которые не прописаны в священном писании, что позволяет должным образом реагировать на изменяющиеся с течением времени положения вещей. Вот почему некоторые наши ученые говорили: «фикх заключается в искусстве сопоставления».

Из всего выше сказанного следует, что шариат заключает в себе нормы, которые должны восприниматься шире, чем простое замыкание на букве и слове священного Писания.

В случае, если мы не имеем относительно чего-либо определения в священном тексте (Коране и Сунне) и этот вопрос не подпадает под общие правила, нет ему аналогии – то он является дозволенным согласно шариатскому правилу: основа всего  – дозволенность. И если спрашивающий попросит довода, мы скажем – довод в данном случае – это отсутствие довода на запрет.

Как видим, сказанное относительно шариата – это прекрасный ответ всем его критикам, всем тем, кто говорит о его отсталости и непригодности в современном мире. Они вторят – как мы можем руководствоваться законом, который существовал 14 веков назад?! Подобное  может сказать только не сведущий человек, полный невежда.

Подготовил: Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *