Шейх Мухаммад ибн Ибрахим о личностном такфире

Вниманию читателя предлагается перевод отрывка из сборника фатв шейха Мухаммада ибн Ибрахима (рахимахуЛлах) (Ибн Касим, «Фатава ва расаиль самахати ш-шейх Мухаммад ибн Ибрахим», том 1, стр. 73-75), посвящённый разъяснению того, что призыв шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба не имеет отношения к хариджитам. Речь, в частности, идёт о такфире конкретной личности.

 

***

 

Среди людей есть такие, кто говорит, что конкретной личности вообще не выносится такфир. Они аргументируют свою позицию некоторыми словами Ибн Таймийи, которые они неправильно поняли. Думаю, они не выносят личностный такфир никому, кроме тех, о чьём куфре имеется прямой текст Корана, как, например, Фараону. А тексты не пришли с разъяснением положения каждой личности. Такие люди изучают главу «хукму-ль-муртадд» и не применяют её ни к кому. Это слепое заблуждение и большое невежество. Напротив, такфир устанавливается с определёнными условиями.

Затем те, кто останавливается в вынесении такфира конкретной личности по причине вопросов, в которых доказательства могут быть скрытыми. Не выносится такфир личности в таких вопросах, пока до неё не будет доведён посланнический довод, достоверно установленный и указывающий на этот вопрос. Если же такой довод будет доведён и разъяснение будет достаточным для понимания (аль-кафи), то после этого личности выносится такфир, неважно: поймёт она его или станет говорить: «Я не понял», или поймёт и станет отрицать. Куфр кафиров заключается не только в упорстве и противодействии.

Относительно же предельно распространённых вещей, о которых всем известно, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пришёл с ними, такфир выносится любому, кто противоречит ему, непосредственно сразу. В таких вопросах нет нужды в ознакомлении с ними для вынесения такфира, и неважно: относятся они к основам (усуль) или ответвлениям (фуру’), кроме как если человек недавно принял ислам.

Третий вид – вопросы, которые являются запутанными. По их причине личности не выносится такфир даже после доведения до неё доказательств. И неважно: относятся эти вопросы к основам или ответвлениям. В качестве примера этого можно привести человека, который завещал своей семье сжечь себя после смерти.

Имам да’ва (Мухаммад ибн Абдульваххаб – прим. пер.) составил работу по вопросу такфира конкретной личности, которая называется «Муфиду-ль-мустафид фи куфри тарики-т-тавхид», разъяснив в ней, что не оставляется такфир конкретной личности при соблюдении его шариатских условий.

Также, говоря о такфире, следует знать, что люди делятся на три категории: две крайние и одна – срединная. Первые крайние выносят такфир только лишь за грехи. Они являются хариджитами и выводят человека из числа обладателей веры и вводят его в число людей куфра по причине совершения грехов. Му’тазилиты также выводят его из веры, но они не вводят его в куфр. Несмотря на это они считают, что он будет вечно находиться в Аду. Что же касается людей истины, то они не имеют подобных убеждений относительно грешников. Не является не ясной неправильность (заблуждение) слов хариджитов и му’тазилитов. Также как не является неясной неправильность слов тех, кто говорит, что сказавший «ля иляха илля Ллах» остаётся мусульманином, что бы он ни делал.

 

АбдульМу’мин [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *