Создав человека, Всевышний Аллах не предоставил его самому себе. Создатель поставил перед ним цель, которую человек должен достичь земной жизнью, а также указал, как это сделать. Как же человек должен распознать это указание? На основании чего мы будем нести перед Всевышним ответственность в Судный день? Ответы на эти вопросы содержатся в Книге Аллаха и Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). Мы перечислим пункты, согласно которым человек является ответственным за свои действия и выбор жизненного пути и которые по Своей Справедливости установил для этого Всевышний Аллах.

 

1. Естество (фитра)

 

Аллах говорит (смысл): «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (сура «Румы», аят 30). На фитре (единобожии) созданы все творения, и человек не отходит от неё, кроме как если для этого появляются предпосылки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый человек рождается на естестве (религии Аллаха), а его родители делают его иудеем, христианином или огнепоклонником» (Аль-Бухари). Таким образом, каждый человек изначально бывает единобожником, склонным к поклонению Аллаха и соблюдению справедливости. Это естественное, «незапачканное» состояние человеческой сущности.

 

2. Разум

 

Аллах говорит (смысл): «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: «Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну» (Сура «Семейство Имрана», аяты 190,191); «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (сура «Покрывающее», аяты 17-20); «…быть может, вы поразмыслите над этим миром и Последней жизнью…» (сура «Корова», аяты 219, 220). В этих и во многих других аятах Корана Всевышний Аллах призывает человека к размышлению над окружающим миром, призывает обратить внимание на гармонию причинно-следственной связи природных явлений и процессов, которая, безусловно, не могла установиться сама по себе. Аллах говорит (смысл): «Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю?» (сура «Гора», аят 35, 36). Объект не может создать сам себя, так как его не существует до его создания. Также невозможно и случайное происхождение окружающего нас мира из ничего, так как для каждого случая должно быть нечто, осуществляющее его. Таким образом, необходимо, чтобы существовал Создатель, создавший окружающий нас мир, Сам, однако, никем не созданный. К этой элементарной логике Всевышний Аллах призывает человека, которому Он дал разум. Однако большинство людей не пользуются им должным образом.

 

3. Откровение

 

Фитра помогает человеку последовать за откровением, посланным Всевышним Аллахом, положения которого естественны для человека. Разум помогает ему распознать путь, указанный Аллахом, от множества других жизненных путей. Сами же по себе фитра и разум не делают человека ответственным перед Всевышним Аллахом в полном смысле. Аллах говорит (смысл): «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (сура «Перенос ночью», аят 15). Аллах также сказал (смысл): «Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый» (сура «Корова», аят 165). Аллах отправил к людям посланников, которые приносили с собой откровения и Книги, указывавшие человечеству путь к достижению счастья в обоих мирах. Человек, который не изменил своему врождённому естеству (фитре), уверует в посланничество без каких-либо сомнений. Для тех же, кто отошёл от фитры, Всевышний Аллах вложил в посланничества достаточные доказательства их истинности. Тот, кто застиг посланничество или его след, последовал за ним и не изменил ему, является мусульманином, который войдёт в Рай. Тот, кто отвернулся от посланника и религии, с которой он пришёл от Всевышнего Аллаха, является неверующим (кафиром) и станет обитателем Ада. С теми же, до кого посланничество не дошло, Аллах поступит по справедливости и Ему известно об этом лучше.

 

Заключение

 

Наследием последнего посланника (мир ему и благословение Аллаха), который был послан ко всему человечеству, является ислам. Аллах говорит (смысл): «Воистину, религией у Аллаха является ислам» (сура «Семейство Имрана», аят 19). Каждый человек, в каком бы уголке земли он не находился, обязан последовать за последним посланником Всевышнего Аллаха и принять ислам. Каждый, кто не изменил своей фитре, увидит в исламе именно то, что он искал – то, чего ему не хватало. Каждый же, кто отошёл от фитры, найдёт ислам логичным и последовательным, цельным и универсальным. Это касается как самих основ шариата, так и его источников — Корана и Сунны, а также правовой системы, построенной на их основе. Достаточно лишь быть беспристрастным. Аллах говорит (смысл): «Аллах не ведёт прямым путем несправедливых людей» (сура «Корова», аят 258). Ислам – это не религия какой-то нации, не традиция какого-то народа и не культура какого-то периода. Ислам – это образ человеческой жизни, предписанный Всевышним каждому человеку, населяющему эту планету, до Судного дня.

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

 

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос