Степени джихада

Разъясняя степени джихада ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал:
Джихад имеет четыре степени: джихад со своей душой, джихад с шайтаном, джихад с кафирами, джихад с лицемерами.

1) Джихад с душой бывает четырех уровней:

Первый – чтобы человек усердствовал в изучении правильного пути и истинной религии, без которого нет успеха и счастья в этом и будущем мирах, и если потерять это знание, то это станет несчастье в обоих мирах.
Второй – чтобы человек усердствовал в совершении дел после получения знаний, т.к. знания без дел бывают голыми, не приносящими ни вреда, ни пользы.
Третий – чтобы человек усердствовал в призыве к религии и обучении ею тех, кто ее не знает, в противном случае он станет скрывать то, что ниспослал Аллах из руководства и разъяснений. В таком случае человеку не принесут пользу его знания и не защитят его от наказания Аллаха.
Четвертый – чтобы человек усердствовал в терпении относительно тех препятствий, которые появятся на пути призыва к Аллаху и мучений со стороны творений, и чтобы он переносил эти трудности ради Аллаха.
И когда человек воплотит в себе все эти четыре степени, он станет преданным Господу (раббаний). Саляфы сошлись на том, что ученый не достоин называться преданным Господу, пока он не познает истину, не будет действовать в соответствии с ней и обучать ей. Тот, кто узнавал, действовал и обучал того обитатели небес называют великим.

2) Джихад против шайтана бывает двух уровней:

Первый – защита от неуверенности и сомнений, которые забрасывает шайтан в вопросах веры
Второй – защита от порочных желаний и страстей.
После первого у человека появляется убежденность, а после второго – терпение.
Всевышний сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Коран. 32:24). Этим самым Он говорит о том, что предводительство в религии достигается терпением и убежденностью. Терпение отталкивает страсти и порочные желания, а убежденность отталкивает неуверенность и сомнения.

3) Джихад против неверных и лицемеров бывает четырех уровней: сердцем, языком, имуществом и телом.

Основой джихада с неверными является рука, а с лицемерами – язык.

4) Джихад с главарями заблуждений, новшеств и порицаемого делится на три уровня:

Первый – если есть возможность, то рукой;
Второй – если это затруднительно, то языком;
Третий – если это затруднительно, то сердцем.
Это тринадцать степеней джихада и тот, «кто умер и не сражался и не имел намерения участвовать в сражении, тот умер на одном из видов лицемерия» (хадис приводит Муслим).

 

Из книги ибн аль-Кайима «Зад уль-Маад»
Перевод: Икрима абу Марьям

Оставить комментарий

Проверка *