Степени использования шариатского послабления

В шариате существует понятие рухса. Это шариатское послабление, позволяющее в определенных ситуациях оставить предписанный Всевышним Аллахом хукм и перейти к другому хукму, при наличии причин. Говоря иными словами, запрет на совершение какого либо действия, предписанного Аллахом, может быть оставлен при наличии определенных обстоятельств, принуждающих человека к этому.

Но использование шариатских послаблений может различаться между обязанностью, желательностью и дозволенностью. И разделить их можно на четыре следующих ступени:

 

1. Возможность выбора между использованием и оставлением послабления

Примером может служить разговение во время пути (сафар), когда путнику легко соблюдать пост. Он без проблем может как поститься, так и не соблюдать пост. Передается, что Хамза ибн Амр аль-Аслями спросил пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Соблюдать ли мне пост во время пути?» Он ответил: «Если пожелаешь, то постись, а если нет, то разговляйся» (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

2. Предпочтение использования послабления

Примером может служить сокращение молитв во время пути (сафар). Это рухса, которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, использовал во всех поездках. Даже передается, что нет достоверных преданий о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал молитвы полноценным образом без сокращений. Это постоянство в послаблении указывает на желательность в использовании русхы.

3. Предпочтение оставления послабления

Примером может служить перенесение тягот ради Аллаха тем человеком, кого принудили сказать слова куфра своим языком. Если он пожелает, то может воспользоваться послаблением. Но если он будет терпеть и переносить тяжести, даже если это приведет к его смерти, то оставление будет лучше. Таким было положение пророков и многих их последователей.

4. Обязанность использования послабления

Примером может служить человек, попавший в опасное для жизни положение и поевший мертвечину, спасая свою жизнь. Запрет на поедание мертвечины связан с ее вредным воздействием на организм человека. Но если она будет причиной спасения жизни человека, то становится дозволенной. Гибель является большим вредом для человека, поэтому больший вред устраняется меньшим вредом. Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте самих себя, ведь Аллах милостив к вам» (Сура «Женщины», аят 29).

[По материалам книги АбдуЛлаха ибн Юсуфа Аль-Джудей’ «Тайсиру ильм-и усуль аль-фикх»]

Малик абу Хатим [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *