Суфизм — хорошо или плохо?

Суфизм
Действия человека и его поступки видны глазу. По ним одни люди судят других. Однако Всевышний Аллах оценивает поступки людей согласно тому, чем они продиктованы. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, все дела оцениваются по намерениям, и каждый человек получит лишь то, что намеревался обрести». Абдуллах ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькие дела становятся великими по причине намерения. Так же как великие дела по причине намерения становятся ничтожными». Каждый человек, не имеющий возможности совершать дела, великие внешне, имеет возможность сделать свои дела великими перед Господом миров. Для этого ему нужно заглянуть в своё сердце и привести его в порядок.

 

Тасаввуф как наука

 

Всевышний Аллах говорит о душе (смысл): «Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто её опорочил» (сура «Солнце», аяты 9, 10). Шариат придаёт очищению сердца огромное значение. Этому посвящено отдельное научное направление, которое исламские учёные называют по-разному: «Ихсан» (чистосердечие), «Тазкийя» (очищение), «Фикху ль-батын» (наука о внутреннем облике)… У нас более распространены такие её названия, как «тасаввуф» или «суфизм».

Вокруг термина «суфизм» и того, что под ним подразумевают, существует множество споров.

Тасаввуф можно назвать наукой лишь условно. Большую роль здесь, в отличие от других шариатских дисциплин, играет связь с воспитательной практикой. В процессе воспитания человек многое перенимает от своего учителя, берёт с него пример. Именно этот фактор послужил появлению многих еретических убеждений, практик и сект, распространившихся в исламском мире в поздние века, когда наставниками стали люди, далёкие от шариатских знаний.

Шейх Абу ль-Хасан ан-Надви писал: «…Затем эта важная религиозная составляющая (наука об очищении сердца) подверглась преступлению с другой стороны. В неё вошли шарлатаны, искажающие, еретики и безбожники. Они сделали её средством для извращения религии, введения мусульман в заблуждение, порчи исламского общества и распространения вседозволенности. Они встали во главе этого направления и понесли его знамя» («Раббанийяту ля рахбанийя», стр. 13).

Однако в своей основе тасаввуф был путём праведников, которые уделяли очищению сердца особое внимание. От многих праведных предшественников, не оставивших трудов и не ставших известными по причине научного наследия, передаются различные слова, поучительные примеры и случаи из жизни, связанные с очищением сердца, усердным поклонением Аллаху и воспитанием праведной души. Приверженцы тасаввуфа первых поколений были известны своим ревностным отношением к соблюдению шариата и знаниями, основанными на Коране и Сунне. Это признают в том числе и те учёные, которых в нашем обществе принято считать противниками суфизма.

Так, шейху ль-ислам Ибн Таймийя писал: «Люди разделились в оценке пути суфизма. Некоторые порицают суфизм и тасаввуф, говоря: “Они (суфии) – нововведенцы, отошедшие от Сунны”. От некоторых имамов передаются их известные выражения с подобным смыслом, и за ними в этом последовала часть учёных.

Другие – чрезмерно возвеличивают (суфиев), заявляя, что они являются лучшими приверженцами истины после пророков.

Мнение обеих сторон достойно порицания. В действительности (суфии) являются усердствующими в подчинении Аллаху. Так же как это делают другие приверженцы покорности Аллаху. Среди них есть приближённые к Аллаху и опередившие других посредством своего усердия. Также среди них есть устремившиеся (к довольству Аллаха), идущие прямым путём. И в обеих этих группах есть те, кто проявляет усердие и ошибается, кто грешит и кается или грешит и не кается.

Также среди причисляющих себя к ним есть несправедливые к самим себе, ослушающиеся своего Господа. И также причислили себя к ним некоторые нововведенцы и еретики. Однако истинные последователи тасаввуфа и его исследователи не относили их к себе» (конец цитаты шейху ль-ислама Ибн Таймийи, «Маджмуату ль-фатава», том 11, стр. 18, 19).

Шейх Мухаммад ибн Абдульваххаб писал: «Среди относящихся к религии (богобоязненности) есть такие, кто прилагает усилия в получении знания и фикха и распространяет их, как учёные-правоведы. Также среди них есть такие, кто усердствует в поклонении и приобретении благ вечной жизни, как суфии. Аллах отправил своего пророка с религией, которая объединяет в себе оба эти вида усердия» («Фатава ва масаиль», стр. 31).

Шейх Абдуллах ибн Джибрин говорит: «В основе суфии – это аскетичные по отношению к этому миру люди, занятые поклонением Аллаху… Это, например, Ибрахим ибн Адхам, Бишр аль-Хави, Ибрахим аль-Хавас, Джунейд ибн Мухаммад и другие. Эти люди поклонялись Аллаху на основе знания и понимания, старались быть с обществом, отдалялись от грехов, спешили совершать добрые дела, и среди их дел не было нововведений или отклонений.

Затем после них пришли люди, которых называли суфиями, и основали свой отличительный путь. Суфизм стал самостоятельным (отдельным) направлением. Они отдалились от знания и учёных и стали опираться на чувства и ощущения. В их убеждения вошли нововведения и отклонения. В их дела вошли: слушание песен, танцы, возбуждение, совершение нововведений, излишняя аскетичность в дозволенном, причинение себе боли и т. п. Всё это разобрал и опроверг шейх Ибн аль-Джавзи в своей книге «Тальбису иблис» и в других книгах.

Затем после них пришли те, кто также относился к тасаввуфу, которые перешли все границы (в своих заблуждениях)…» (конец цитаты шейха Ибн Джибрина, «Аль-джавабу ль-фаик»).

 

Как очистить сердце?

 

В качестве ответа на этот вопрос написано множество трудов, и даже появилась отдельная наука (о чём и шла речь выше). Мы же перечислим лишь некоторые важные пункты, соблюдение которых поможет человеку укрепить веру и очистить сердце с позволения Всевышнего Аллаха.

1. Чтение Корана и размышление над его аятами. Аллах говорит (смысл): «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (сура «Сад», аят 29).

2. Нахождение рядом с праведными людьми. Ничто не влияет на человека так, как влияет его окружение. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг, – пусть же посмотрит, с кем он дружит».

3. Частое поминание Аллаха. Аллах говорит (смысл): «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (сура «Гром», аят 28). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поминающий Аллаха и не поминающий Его подобны живому и мёртвому».

4. Частое обращение к Аллаху с дуа (мольбами). Аллах говорит (смысл): «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура «Прощающий», аят 60).

5. Совершение дополнительных ночных молитв. Аллах говорит (смысл): «Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (сура «Земной поклон», аяты 16, 17).

6. Посещение коллективного намаза в мечети. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вознаграждение за коллективный намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершённый в одиночку» (аль-Бухари, Муслим).

7. Садака, даже если это будет мелочь. Аллах говорит (смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова», аят 274).

8. Хорошее мнение об Аллахе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передал слова Всевышнего Аллаха: «…Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб».

9. Частое вспоминание смерти. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий – смерть».

10. Размышление о творениях Всевышнего Аллаха и Его величии. Аллах говорит (смысл): «Воистину, в сотворении небес и земли, а также в смене ночи и дня заключены знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, сидя и на боку и размышляют о сотворении небес и земли: “Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну…”» (сура «Семейство Имрана», аяты 190, 191).

Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто очищает своё сердце и устремляется к Его довольству. Амин.

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *