Три основы поклонения

Вероубеждение – это основа основ Ислама, на котором строятся все деяния раба Аллаха, при отсутствии которой ничего из них не принимается. Тот, чья акида правильна, спасется в Судный день и обретет вечное счастье, по милости Аллаха. Тот же, чье вероубеждение не соответствует пути посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вкусит страшные наказания в день Великого Суда, по справедливости Аллаха.

Поклонение является одной из тем, которая освещена наукой таухида и разобрана исламскими учеными. На нашем сайте мы уже писали о том, что такое ‘ибада (поклонение) и каких видов оно бывает. В этой статье, по воле Всевышнего Аллаха, речь пойдет об основах поклонения. На чем оно строится и без чего не может быть правильным.

Поклонение мусульманина Всевышнему Аллаху должно строиться на трех главных основах, как на это указывают Коран и Сунна. Это – любовь, страх и надежда. Мусульманин должен поклоняться своему Господу, любя Его, боясь Его наказания и надеясь на Его вознаграждение. В противном случае, его поклонение может стать причиной его отхода от пути истины.

Далее мы подробнее рассмотрим три эти основы.

 

Любовь ко Всевышнему Аллаху

 

Это самая важная основа поклонения. Мусульманин должен поклоняться Аллаху, любя Его и все то, что любит Аллах, а также ненавидя все то, что не любит Аллах. Мусульманин должен любить других мусульман ради Всевышнего Аллаха, должен любить всех Его посланников и праведников, а также проявлять нелюбовь ко всем врагам Аллаха, таким как неверующие и лицемеры.

Больше всего мусульманин должен любить Аллаха, велик Он и славен, и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей»» (Сура «Покаяние», аят 24).

Если любовь ко Всевышнему Аллаху будет увеличиваться в сердце мусульманина, то ее признаки станут выявляться на его органах, посредством покорности Аллаху и отдаления от запретного. Чем больше будет увеличиваться любовь к Аллаху в сердце, тем больше мусульманин будет ощущать сладость веры и душевное спокойствие. Всевышний Аллах говорит: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (Сура «Гром», аят 24).

Передается от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, что он говорил Билялу, да будет доволен им Аллах, при наступлении времени молитвы: «Дай нам отдых, о Биляль!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах, отдыхали во время молитвы, потому что любили Аллаха и находили успокоение в поклонении Ему.

Если мусульманин будет ослушаться Аллаха, то по мере его ослушания любовь к Аллаху будет уменьшаться в его сердце. Одним из признаков уменьшения любви к Господу миров является настойчивость раба в совершении запретных вещей и отсутствие покаяния. С каждым совершенным плохим деянием любовь к Аллаху будет уменьшаться и уменьшаться. Поэтому, как говорят ученые, есть опасность, что постоянно совершающий запретное может полностью лишиться любви к Аллаху и впасть в куфр.

Заявления человека, часто совершающего запретное, о том, что он любит Аллаха, как правило являются ложными, потому что Всевышний Аллах сказал: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный»» (Сура «Семейство Имрана», аят 31).

Поэтому мусульманину нужно часто совершать деяния, которые будут увеличивать в нем богобоязненность и любовь к Аллаху, чтобы обрести счастье в этом мире и в мире вечном. Из таких деяний:

 

•        Совершение обязанностей и отдаление от запретов Аллаха.

•        Частое совершение желательных видов поклонения, таких как чтение и слушание Корана, постоянное поминание Аллаха, желательные молитвы, особенно тахаджуд-намазы, частые мольбы к Аллаху и так далее.

•        Познание имен и сифатов Аллаха.

•        Размышления о многочисленных милостях Аллаха, оказанных нам.

 

Страх перед Всевышним Аллахом

 

Мусульманин должен поклоняться Аллаху, боясь Его наказания за совершенные им грехи и ошибки. Всевышний Аллах повелевает мусульманам бояться Его: «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими» (Сура «Семейство Имрана», аят 175); «Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену» (Сура «Трапеза», аят 44); «Меня одного страшитесь» (Сура «Корова», аят 40).

Страх перед Всевышним Аллахом увеличивается в сердце мусульманина при соблюдении следующих вещей

 

•        Познание прекрасных имен и сифатов Аллаха. Чем больше мусульманин будет знать Аллаха, тем больше он будет бояться Его наказания.

•        Признание того, что Всевышний Аллах обещал ослушающимся Его путем совершения грехов мучительные наказания.

•        Вспоминание грехов, совершенных в прошлом, чтобы каяться вновь.

 

Чем больше будет увеличиваться вера мусульманина и его убежденность в наказании Аллаха, тем больше он станет бояться Его. Поэтому некоторые ученых говорили: «Чем больше человек познает Аллаха, тем больше он Его боится».

 

Надежда на Всевышнего Аллаха

 

Мусульманину не хватает только лишь любить Аллаха и бояться Его наказания. Для полноценного поклонения необходимо также наличие надежды на Всевышнего Аллаха.

Мусульманин должен поклоняться Всевышнему Аллаху, надеясь на его вознаграждение, и каяться при совершении грехов, надеясь на Его милость и прощение. Всевышний Аллах говорит: «Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (Сура «Преграды», аят 56); «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему?» (Сура «Толпы», аят 9); Аллах также сказал о Своих пророках: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (Сура «Пророки», аят 90).

Надежда бывает трех видов, два из которых похвальные, а один — порицаемый. Это:

1. Надежда того, кто покорился Аллаху и надеется, что Аллах примет его деяния, вознаградит его Раем и отдалит от Ада.

2. Надежда того, кто совершил грех, а потом покаялся, надеясь на то, что Аллах простит его и смилостивится над ним.

3. Надежда того, кто не совершает обязанностей перед Аллахом, погряз в хараме и проявляет усердие в этом, но вместе с этим надеется на то, что Аллах простит его. Это самообман, который приведет человека только к плохому концу. Положение такого человека подобно положению мужчины, которых хочет много детей, но не женится. Это самая большая глупость, которую может допустить человек.

 

Подводя итог, стоит вновь подчеркнуть, что мусульманин должен объединять в себе все три основы поклонения. Он должен поклоняться своему Господу, любя Его больше всего на свете, боясь Его наказания, которое постигает грешников, и, надеясь на Его прощение и вознаграждение, которое Он дарует Своим любимым рабам. Если все это будет сочетаться в сердце мусульманина, то по милости Аллаха он заслужит Его довольство и обретет счастье в вечных садах Рая.

Статья составленна по материалам книги «Мухтасару тасхили-ль акидати-ль ислямия», АбдуЛлаха ибн АбдульАзиза аль-Джибрина.

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *