Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!..»» (сура «Человек», аят 9).

«Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха…» — то есть, надеясь на Его награду. «…и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!..» — то есть нам не нужно, чтобы вы отплатили нам тем же, и не нужно, чтобы вы выражали благодарность нам перед людьми. Нам не нужно, чтобы вы преподнесли нам подарок, предложили имущество или оказали какую-нибудь услугу. Будь благодарность выражена языком или как-то по-другому.

По этой причине многие саляфы (праведные предшественники) из числа богобоязненных (ахлю ль-вара’) ничего не брали у людей, которым они сделали что-либо благое. Доходило даже до того, что если кому-либо из них говорили: «Джазака Ллаху хайран» в ответ на садака, он сразу отвечал тем же. То есть человек не хотел в ответ на своё доброе дело благодарности даже в такой форме.

Как сказали Муджахид и Саид ибн Джубейр праведники не говорили эти слова – «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» — своими языками. Однако Аллах знал, что находится в их сердцах, и похвалил их за это, чтобы другие взяли с них пример.

Некоторые саляфы из числа обладателей знания, когда выходили купить что-нибудь, и видели, как люди говорят: «Это такой-то, отнеситесь к нему должным образом», — злились и покидали место торговли. Они говорили: «Мы покупаем вещи за своё имущество, а не за свою религию». То есть человек был имамом, от которого умма получала пользу, и он не хотел, чтобы взамен этого люди уступали ему в его покупках и снижали для него цены.

Более того, передаётся, что когда некоторые обладатели знания желали воды, и к ним подходил человек с водой, который брал от него хадисы, они отказывались от неё, чтобы это не стало благодарностью за передаваемые знания. Это высокие примеры богобоязненности (вара’), связанные с дозволенными вещами. Обычные люди не достигают такого уровня.

Это было правилом обладателей знания в их обучении и призыве людей к религии Аллаха. Они не ждали от людей высоких оценок и проявления уважения. Они не хотели, чтобы им отвечали благом. Они не совершали свои поступки, чтобы получить за них что-либо в этой дунья. Они стремились к Лику Аллаха. Это то, к чему должен устремляться человек в своих поступках.

Сегодня можно увидеть людей, работающих, например, в учебных заведениях или других местах, которые не видят благодарности со стороны директора и бывают недовольными и раздосадованными этим. Они говорят, что их не ценят, и они не слышат слов благодарности. «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!..» — если ты желаешь получить то, что находится у Аллаха, то это не должно тебя печалить.

Точно также женщина, которая заботиться о доме, может быть раздосадованной тем, что муж не отвечает благодарностью за её работу, воспитание детей, терпеливое перенесение связанных с ними трудностей, хлопот по дому… Она говорит: «Я не слышала от него ни слова благодарности за десятки лет, которые с ним живу». Но ведь ты делаешь это ради Аллаха…

Вместе с этим мы говорим: подобные слова (слова благодарности) имеют свои положительные последствия, и человек должен это учитывать. Однако другой стороне мы говорим: ты стремишься к тому, что у Аллаха, поэтому тебе не повредит отсутствие благодарности.

Если человек возьмёт этот аят за правило и будет постоянно помнить о нём, то он, с помощью Аллаха, не прекратит совершать добрые дела, которые приносят пользу окружающим. Делай, созидай, жертвуй, усердствуй… и не жди от других ничего. Ведь ты желаешь то, что у Аллаха! Это и есть искренность!

[Публикация подготовлена на основе тафсира упомянутого аята шейха Халида ас-Сабта, взятого из его комментариев на «Мисбаху ль-мунир фи тахзиби тафсири ибни Касир» Аль-Мубаракфури]

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос