Установление конца месяца Рамадан

Наступление месяца Шавваль устанавливается из зрительного обнаружения его полумесяца. Способ подтверждения факта его видения в разных мазхабах отличается, о чем смотрите в сноске [1].

Если полумесяц Шавваля не будет увиден, то тогда становится обязательным исчислять Рамадан как полноценный тридцатидневный месяц.

Если же по завершении тридцати дней Рамадана полумесяц Шавваля также не будет увиден и небо при этом будет ясным, то в таком случае не разрешается не соблюдать пост по прошествии этой ночи, а показания свидетелей об обнаружении первого появления полумесяца Рамадана признаются ложными. Однако если это произойдёт в неясную ночь, то несоблюдение поста на следующий день станет обязательным, и день этот признаётся днем Шавваля. Так утверждают ханафиты и маликиты. Шафииты и ханбалиты придерживаются других мнений, о чем смотрите в сноске [2].
________________________

[1] Ханафиты говорят:

Наступление Шавваля устанавливается из свидетельства двух надежных мужчин, либо одного мужчины и двух женщин [о том, что они собственными глазами видели полумесяц]. Это касается того случая, когда на небе будет препятствие для видимости в виде облаков и т.п. Если же небо будет ясным, то необходимо чтобы луну увидело много людей.
При этом требуется, чтобы очевидец говорил: “Я свидетельствую…”.

Маликиты говорят:

Появление полумесяца Шавваля устанавливается путём его визуального обнаружение двумя надежными лицами или же настолько большим количеством людей, что исключается вероятность их сговора во лжи. В последнем случае извещение этих людей даёт твердую убеждённость в действительности факта появления полумесяца. И ставится условие, чтобы среди них были свободные люди и мужчины, как об этом уже говорилось в главе о подтверждении появления полумесяца Рамадана.

Видение полумесяца одним надежным человеком является только лишь в отношении него самого достаточным основанием для подтверждения этого факта. В этом случае на него ложится обязанность принять намерение на несоблюдение поста, однако при этом ему всё равно не разрешается есть, пить и совершать иные нарушающие пост действия, даже если исключена возможность того, что об этом станет известно людям. Если же он будет находиться в пути или окажется болен, то тогда уже употреблять пищу, питьё и т.п. не будет ему запрещено.

В случае совершения им нарушающих пост действия без уважительной причины, он подлежит строгому осуждению и проведению с ним нравоучительную беседу, если он выглядит как благопристойный человек. Однако если это с виду непорядочный человек, то судья выносит решение о применение в отношении него такого наказания, которое сочтёт для него подобающим (та’зир).

Шафииты говорят:

Для подтверждения видения полумесяца Шавваля достаточно свидетельства одного надёжного человека. По достоверному мнению (‘аля-р-раджих) здесь всё то же самое что и касательно Рамадана.
Необходимо, чтобы очевидец сказал: “Я свидетельствую…”.
Необходимость извещения в форме свидетельства предусмотрена у трёх имамов. Исключение составляют маликиты.

Ханбалиты говорят:

Для установления начала Шавваля принимаются только показания двух надёжных мужчин данные ими в форме свидетельства.

[2] Шафииты говорят:

Если люди начали соблюдать пост основываясь на свидетельстве одного надёжного человека, после чего истекло тридцать дней Рамадана, то согласно самому достоверному мнению (аль-асахх) они обязаны не соблюдать пост на следующий день, независимо от того будет ли небо ночью ясным или нет.

Ханбалиты говорят:

Если пост Рамадана был начат на основании свидетельства двух надёжных лиц, после чего истекло тридцать дней Рамадана, и в ночь на тридцать первый день не был обнаружен полумесяц, то при любых обстоятельствах обязательно будет после этого не соблюдать пост.

Если же пост Рамадана был начат на основании свидетельства одного надёжного человека, либо на основании определения Ша’бана как двадцати девяти дневного месяца по причине имевшейся тогда облачности или чего-то в этом роде, то тогда становится обязательным соблюдать пост в тридцать первый день.

‘Абду-р-Рахман аль-Джазири

«аль-Фикх ‘аля-ль-мазахиб аль-арба’а»

Перевод Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *