[01] Вероубеждение Ибн Касира между тафвидом и таъвилем

Вступление переводчика и автора

 

Ценность науки определяется ценностью предмета её изучения. Поэтому самой важной и ценной из всех шариатских и нешариатских наук является акида — наука об исламском вероубеждении, предмет изучения которой – познание Всевышнего Аллаха. Одним из важных разделов акиды является раздел имён и качеств Всевышнего Аллаха. На протяжении исламской истории в нём, как и в других разделах, появились отклонения, различной степени тяжести, привнесённые в исламское вероубеждение и распространившиеся среди людей.

Несмотря на то, что исламское вероубеждение является лёгким, понятным и естественным для человека, путём всевозможных философствований и заблуждений его стали усложнять и запутывать. Если мы обратимся к самой лучшей эпохе — эпохе сподвижников посланника Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям), то увидим, что они не задавались не несущими никакой пользы и не добавляющими понимания вопросами, которыми стали задаваться те, кто пришёл после них. Их вероубеждением был Коран, который они читали, понимали, принимали и претворяли в жизнь. Они слушали пророка (солля Ллаху алейхи ва саллям) и верили в то, что он говорит, не искажая и не отрицая его слов. Когда они слышали, что Аллах спускается на нижнее небо в последнюю треть ночи и принимает покаяния людей, сподвижники не спрашивали о том, как Он спускается и что в это время происходит с Троном, как это стали делать последующие поколения. Вместо этого они просыпались в последнюю треть ночи и спешили к покаянию перед Господом миров. Они твёрдо знали, что нет ничего и никого, подобного Аллаху, и что для наличия этого убеждения нет никакой нужды в искажении Слов Аллаха и слов Его посланника.

Для разъяснения правильного понимания раздела имён и качеств Аллаха сайт «Исламская цивилизация» [islamcivil.ru] выбрал небольшое исследование одного из современных авторов, которое называется «Акидату Ибни Касир байна т-тафвиди ва т-таъвиль» («Вероубеждение Ибн Касира между тафвидом (1) и таъвилем (2)»). Данное послание было выбрано по следующим причинам:

1. Оно является лёгким и доступным для понимания.
2. Послание должным образом охватывает обсуждаемый вопрос и даёт основные понятия, правила и подходы в данной теме.
3. Данное послание хорошо структурировано и разбито на полноценные смысловые фрагменты.
4. Данное послание представляет собой опровержение на исследование другого автора и хорошо разъясняет мотивировки и подходы отклонившихся в данном разделе.
5. Послание, несмотря на свою лёгкость, является строго научно выдержанным, с соблюдением адаба и отсутствием лишних эмоций.
6. В послании затрагиваются некоторые важные аспекты, обычно отсутствующие в подобных работах. Например, разбор вопроса о том, возможен ли компромисс в данных положениях.
7. Послание рассматривает пример вероубеждения имама Ибн Касира (рахимахуЛлах), показывая, каким образом отклонившиеся в данных вопросах причисляют к себе известных ученых. Послание представляет разбор таких сомнений.
8. Послание является оптимальным по размеру, составляя немногим менее ста страниц.

 

***

 

Говорит шейх Абдульахир аль-Гунейми (хафизахуЛлах) в предисловии к своему посланию «Акидату Ибни Касир байна т-тафвиди ва т-таъвиль»:

«Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху, мы восхваляем Его, просим Его о помощи и прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и наших скверных деяний. Кого Аллах поведёт прямым путём, того никто не собьёт с него, а кого Он собьёт – того никто не направит. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, а также его семью и последователей…

Затем:

Я ознакомился с посланием под названием «Акидату ль-имами ль-хафизи Ибни Касир мин аиммати с-саляфи с-салих фи аяти с-сыфат», которое составил устаз Мухаммад Адиль Азиза. Автор собрал в ней некоторые слова имама Ибн Касира (рахимахуЛлах) относительно аятов, касающихся качеств Аллаха, написав предисловие к ним, в котором разъяснил цель собрания этих слов и причину, побудившую его на это.

Поскольку автор этого послания, да простит Аллах нас и его, впал в некоторые ошибки, о которых нельзя умолчать, поскольку они касаются положений исламского вероубеждения, будет оправданной решимость написать это небольшое количество страниц, в которых я, по воле Аллаха, Всемогущ Он и Велик, разъясню мазхаб праведных предшественников (ас-саляфу с-салих), да будет доволен ими Аллах, относительно качеств Создателя, Свят Он, и позицию Ибн Касира. По ходу послания будут разъяснены ошибки и отклонения, в которые впал автор относительно акиды праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах.

Я разбил это исследование на две главы:

1. Разъяснение акиды саляфов в вопросе качеств Аллаха.
2. Ибн Касир между тафвидом и таъвилем.

Я прошу Аллаха, Свят Он, чтобы Он принял эту мою работу, сделал её полезной и написанной ради Его благородного Лика.

 

Абдульахир аль-Гунейми»

 

(1) Под «тафвидом» в данном случае понимается принятие слова или названия с утверждением о неизвестности его смысла.
(2) Под «таъвилем» в данном случае понимается толкование слова посредством безосновательного ухода от его очевидного смысла.

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

1 комментарий

  1. Ассаламуалайкум. Где книга?

Оставить комментарий

Проверка *