Виды познания

Познание

Результатом познания бывает либо твёрдая убеждённость ( اليقين / йакын), либо предположение ( الظنّ / занн).

 

 

1) Твёрдая убеждённость ( اليقين / йакын)
 
В арабском языке слово «йакын» означает: знание, устранение сомнения и установление действительности. Оно является антонимом слова «шакк» ( الشكّ / сомнение) [1]. В арабском языке этим словом обозначается такое знание, которое приобретается посредством исследования и логического умозаключения, потому оно и не употребляется в отношении того Знания, которым обладает Аллах [2].
 
В фикхе термин «йакын» означает твёрдую уверенность сердца в том, что что-то имело место быть, или наоборот, в том, что его не было [3].
 
► В науке основ фикха термин «йакын» означает твёрдую убеждённость, соответствующую реальной установленной действительности [4].

 

2) Предположение ( الظنّ / занн)

 

В арабском языке слово «занн» не соответствует значению слова «йакын». Оно обозначает сомнение, при котором имеется склонность к одной из двух сторон, нетвёрдую убеждённость, и относится к понятию «знания» ( العلم / ‘ильм).
 
Иногда это слово используются в том же смысле, что и слово «йакын», как например, в словах Всевышнего:
 

{ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُمْ مُلاَقُو رَبِّهِمْ }

 
«… которые убеждены (йазуннуна) в том, что они встретятся со своим Господом» (Св. Коран, 2: 46).
 
Аль-Джурджани пишет: «терминологическое значение слова «занн» – это преобладающая убеждённость, при которой сознание не исключает вероятность её неверности» [5].
 
В «аль-Куллийат» написано, что слово «занн» относится к категории таких слов, которые имеют два противоположных смысла. Оно может обозначать как твёрдую убеждённость (йакын) так и сомнение (шакк). И таким же словом является, к примеру, слово «раджа’у» ( الرجاء / надежда), которое может обозначать как спокойствие, так и обеспокоенность [6].
 
Аз-Заркаши говорил, что определить, когда слово «занн» употребляется в Коране со смыслом твёрдой убеждённость, а когда со смыслом сомнения, можно двумя способами: (1) В тех местах, где в Коране о «занне» идёт похвальный отзыв, там оно имеет значение твёрдой убеждённости, а в тех местах, где о нём идёт плохой отзыв, там оно имеет значение сомнения; (2) В тех местах, где слово «занн» связано с союзом «ан» ( أنْ / что) ослабляющим смысл, там оно имеет значение сомнения, как например, в словах Всевышнего:
 

{ بَل ظَنَنْتُمْ أَنْ لَنْ يَنْقَلِبَ الرَّسُول وَالْمُؤْمِنُونَ إِلَى أَهْلِيهِمْ أَبَدًا }

 
«Но вы предположили, что Посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям» (Св. Коран, 48: 12), — а в тех местах, где оно связано с качественно-обстоятельственным наречием «инна» ( إنّ / воистину) усиливающим смысл, там оно имеет значение твёрдого утверждения, как например, в словах Всевышнего:
 

{ إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلاَقٍ حِسَابِيَهْ }

 
«Воистину, я верил в то, что мне предъявят счет» (Св. Коран, 69: 20) [7].
 
► В науке основ фикха это слово употребляется для обозначения склонности мнения к одному из двух разных предположений [8].

 

3) Сомнение ( الشكّ / шакк)

 

В арабском языке слово «шакк» обозначает сомнение и является антонимом слова «йакын».
 
Терминологическое значение слова «шакк» – это затруднение, недоумение, возникающее при столкновение с двумя противоположностям и заключающееся в неспособности отдать предпочтение одной из этих противоположностей перед другой.
 
В отличие от предположения, сомнение имеет место тогда, когда два разных утверждения кажутся одинаково приемлемыми, то есть, когда сердце столкнувшись с двумя вещами не склоняется ни к одной из них. Если же одному из утверждений будет отдано предпочтение перед другим, но вместе с этим другое утверждение так же не будет отвергнуто, то это познание будет уже считаться предположением (занн). Если же другое утверждение будет отвергнуто, то такое познание уже будет считаться основательным предположением ( غالب الظنّ / галибу занн), что имеет уровень твёрдой убеждённости (йакын) [9].
 
В фикхе термин «шакк» используется в двух значениях: в значении недоумения и в значении склонности мнения. Как например, когда говорят: «кто усомнился в правильности молитвы…» «من شكّ في الصلاة …«, — или: «кто усомнился в том, имел ли место развод…»                          «من شكّ فيالطلاق …«, — то есть, не знал достоверно, независимо от того, равны ли были при этом для него два разных мнения, или же одному из них он отдавал предпочтение над другим [10].
 
► В науке основ фикха термин «шакк» используется для обозначения равного, одинакового отношения к двум противоположным предположениям, возникающего по причине паритетности признаков их приемлемости, либо по причине отсутствия таковых признаков [11].

 

…………………………………………….

[1] См.: аль-Мисбах аль-мунир; аль-Камус аль-мухит; Мухтар ас-сихах; Лисан аль-‘араб; Му’джам мака’йис аль-люга.

[2] См.: аль-Мисбах аль-мунир; аль-Камус аль-мухит; аль-Фурук фи-ль-люга. 72; аль-Кафави. Аль-Куллийат. 5 / 116.

[3] См.: ‘Али Хайдар. Дурар аль-хуккам. 1 / 18; Халид аль-Утаси. Шарх аль-муджалля.

[4] См.: аль-Махсуль. 1 / 99; Нихайа ас-суль. 1 / 39, 40.

[5] См.: аль-Джурджани. Та’рифат.

[6] См.: Абу аль-Бака’ аль-Кафави. Аль-Куллийат. 3 / 174.

[7] См.: там же. 3 / 165.

[8] См.: Гамз ‘уюн аль-басаир ‘аля-ль-ашбах ва-н-назаир. 1 / 193, 204; ар-Рази. Аль-Махсуль. 1 / 101; аль-Аснави. Нихайат ас-суль. 1 / 40.

[9] См.: аль-Джурджани. Та’рифат.

[10] См.: ан-Нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар; Ибн Наджим. Шамз ‘уюн аль-басаир ‘аля-ль-ашбах ва-н-назаир. 1 / 193, 204; Нихайа аль-мухтадж. 1 / 114; аль-Маусу’а аль-фикхийа. 4 / 295.

[11] См.: аль-Махсуль. 1 / 101; Нихайа ас-суль фи шарх минхадж аль-усуль ли-ль-Байдави. 1 / 40; аль-Кафави. Аль-Куллийат. 3 / 62 – 63.
 
 

По материалам «Кувейтской энциклопедии фикха»

Перевод: Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

 
 
 
 

Оставить комментарий

Проверка *