Так, согласно требованиям Ислама, одежда мусульманина должна быть приобретена только законным путём. Запрещено носить одежду купленную на заработанные недозволенным путём деньги, либо отобранную одежду, либо украденную, либо присвоенную каким-нибудь иным преступным путём. Да и вообще, Ислам запрещает человеку пользоваться всем тем, что он добыл недозволенным способом, будь то еда, жильё, земля, животное, транспортное средство, либо что-нибудь другое.
Ибн Кудама пишет:
«Не дозволено носить добытую преступным путём одежду, и не дозволено молиться в ней. А вот будет ли действительной молитва, совершенная в такой одежде? Тут уже два мнения. Первое – такая молитва не действительна; второе – действительна. Второго мнения придерживались Абу Ханифа и аш-Шафи’и. [Они основывают своё мнение на том,] что не имеется какой-либо специальной оговорки на то, что запрет [на ношение этой одежды] влияет на молитву, а потому [нарушение этого запрета] не может влиять на её действительность; это как если бы человек очистил свою одежду от наджаса незаконно добытой водой, или как если бы он совершил молитву, надев незаконно добытую чалму.
У [тех, кто придерживаются] первого мнения позиция такова: (1) кто совершает молитву в недозволенно добытой одежде, тот использует в шарте молитвы [1] то, чем ему вообще запрещено пользоваться, а потому его молитва будет недействительной, как если бы он совершил её в одежде, на которой имеется наджаса; (2) молитва – это приближение [к Господу] и послушание [Ему], а как [человек может] приближаться [к Господу] при помощи ослушания [Его] или подчиняться [Ему] при помощи того, что запрещено?
Однако, [по мнению последних,] если совершить молитву надев незаконно добытую чалму, или надев золотое кольцо, то молитва будет действительна, в силу того, что в данном случае запрещенное действие не затрагивает шарт молитвы, так как [надевание] чалмы шартом молитвы не является» [2].
* * *
Нельзя мусульманину выглядеть непривычно для окружающих, одеваться так, как в его обществе одеваться не принято. Одежда мусульманина, её цвет, отдельные атрибуты, также как и обувь, и головной убор, должны соответствовать обычаям той местности, в которой он проживает или находится. Ислам порицает того мусульманина, который своим внешним видом сильно бросается в глаза людям.
Это порицание перерастает в запрещение, когда мусульманин одевается так, желая, тем самым, выделятся из общей массы людей, стать популярным благодаря своему оригинальному виду. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Кто в этом мире наденет одежду для славы, на того Аллах наденет в День Воскресения одежду унижения и ввергнет в ней в Ад!» [3].
Однако это не касается тех обычаев людей, которые противоречат тому, что установлено шариатом как желательное или обязательное во внешнем виде мусульманина.
* * *
Также в Исламе строго осуждается мужчина, который уподобляется женщине, и женщина, которая уподобляется мужчине. Причем это уподобление может проявляться не только в одежде человека и в его украшениях, но и в его разговоре и походке. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) проклял таких людей и сказал: «Выгоняйте их из ваших домов!» [4].
Разграничением между формой одежды мужчины и формой одежды женщины могут выступать обычаи определённой местности, и возможно, что у отдельного народа одежда мужчин и женщин не будет отличаться, однако женщина разнится тем, что носит хиджаб либо полностью укрывается [5].
* * *
Мужчине мусульманину запрещен шелк, парча, а также то, что прошито или украшено золотом. Такую ткань запрещается носить и использовать в качестве подстилки, как для молитвы, так и для того, чтобы просто на ней сидеть. Хузейфа передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил надевать шелк и парчу, а также сидеть на них [6]. Также сообщается, что Посланник (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Запрещена шелковая и золотая одежда для мужчин моей общины, но разрешена для женщин!» [7].
Одежда, которая полностью состоит из шелка изнутри и снаружи, запрещена по единогласному мнению исламских ученых, а та, при изготовлении которой шелк использовался частично, по мнению большинства ученых, запрещается только в том случае, если шелка в ней больше, чем другого материала. Доказательством здесь выступает хадис Ибн ‘Аббаса: «Поистине, Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – запретил одежду, которая полностью состоит из шелка. А что касается узора и основы ткани, то в этом нет ничего страшного» [8]. В качестве примера такой одежды правоведы приводят хаззу – одежду, уток ткани которой состоит из шерсти, а основа – из шелка.
Однако это правило не распространяется на пришивание к одежде чистого куска шелка, как, например, заплатки, либо узора, либо воротника, либо манжеты, либо кармана и т.п. В этом случае недопустимо, чтобы размер пришитого к одежде шелкового материала превышал ширину четырёх пальцев. ‘Умар б. аль-Хаттаб сказал: «Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – запретил шелк в размере, не превышающем два пальца, или три, или четыре» [9].
Что касается использования золота в одежде или в украшениях, то мужчине это запрещено как в малых, так и в больших размерах, на основании достоверных сообщений о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) запрещал носить золотые кольца. То есть запрет на ношение такого небольшого предмета, как золотое кольцо, указывает на недопустимость присутствия в одежде и украшениях малого количества золота. Ан-Навави пишет, что если даже в серебряном кольце будет небольшой золотой кусочек, то ношение такого кольца всё равно запрещается. Также он пишет, что если золото будет смешано с каким-нибудь ржавеющим материалом, в результате чего эта смесь заржавеет так, что золото в нём абсолютно не будет проявляться, то ношение его не будет запретным [10].
Шелковую одежду разрешено носить тому, кому это рекомендовано в целях оздоровления, как, например, страдающему чесоткой, или тому, у кого завелись вши. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) позволил ‘Абд ар-Рахману б. ‘Ауфу и аз-Зубейру надевать шелк из-за того, что они болели чесоткой [11].
Этого мнения придерживались аш-Шафи’и и Абу Йусуф, а Абу Ханифа и Малик полностью запрещали ношение шелка, независимо от того, есть ли на то необходимость или нету.
Также, если человек вынужден в медицинских целях носить золото, ему это разрешается. Разрешается, например, поставить золотые коронки на зубы и т.п. ‘Арфаджа б. Ас’ад рассказывает: «Еще в доисламское время, в день сражения при Кулябе мне отрубили нос. В связи с этим мне пришлось приделать себе нос из серебра. Потом из-за этого носа у меня там стало гноиться и Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – повелел мне, чтобы я приделал себе нос из золота» [12].
Некоторые ученые разрешают надевать шелк тем, кто участвует в боевых действиях. Ибн Хабиб передал, что Ибн аль-Маджишун (ум. в 213 г.х.) считал желательным надевание шелка на войне. Аль-Мухалляб (ум. в 231 г.х.) сказал: «Его надевают для устрашения врага, и это подобно дозволенности быть горделивым на войне». [13]
Ибн Кудама пишет:
«Что касается надевания шелка участником боевых действий, при наличии у него на то необходимости, как, например, для использования шелка в качестве подкладки для шлема, кольчуги и т.п., то это разрешено. Наши товарищи говорят, что подобно этому разрешается и [ношение] золота, как, например, [ношение] щита, украшенного золотом, ибо в нём имеется потребность и его непременно надо надевать. Если же у [участвующего в боевых действиях] не будет нужды в [ношении шелка], то по поводу [дозволенности ношения его в таком случае] имеются два мнения:
1) Разрешено, так как препятствием для ношения шелка является кичливость и негативное воздействие на сердца бедняков, а кичливость во время войны не порицается. Когда Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – увидел некоторых своих сподвижников, шагающих между двумя рядами горделивой походкой, он сказал: «Поистине, эта походка вызывает ненависть Аллаха, но не в этом месте!».
2) Запрещено, на основании обобщения сообщений.
Имам Ахмад, – да помилует его Аллах! – говорил о полной дозволенности [ношения шелка на войне]. Аль-Асрам (ум. в 276 г.х.) сказал, что когда Ахмада спросили о ношении шелка на войне, тот ответил, что, по его мнению, в этом нет ничего плохого» [14].
* * *
Также в Исламе осуждается ношение одежды, окрашенной шафраном (муза’фар) и одежды, окрашенной сафлором (му’асфар) [15]. Передают со слов Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил мужчине использовать шафран [16], а ‘Абду-Ллах б. ‘Амр рассказывал, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) увидел на нём две одежды, покрытые сафлором, сказал: «Поистине, это из одеяний неверных, так не надевай же их!» [17].
По мазхабу Абу Ханифы и аш-Шафи’и, мужчине запрещена одежда покрашенная шафраном. Эту одежду разрешали Малик и его последователи. По ханбалитскому мазхабу в этом вопросе разные версии, есть версия, что она порицается, есть версия, что не порицается, и есть версия, что порицается, только если её одевать при совершении молитвы [18].
Что касается одежды, окрашенной сафлором, то, по мнению большинства ученых из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), их последователей (таби’инов), и тех, кто был после последователей сподвижников, она дозволяется. Об этом говорили аш-Шафи’и, Абу Ханифа и Малик. Однако Малик говорил, что предпочтительней другая одежда. Также сообщается, что Малик разрешал надевать её тому, кто находится в доме или во дворе дома, и порицал, когда такую одежду надевают, находясь в собрании людей, либо на рынке и в подобных местах. Часть ученых говорили, что надевать такую одежду порицается (макрух), относя это к категории проступков нестрого осуждения (карахату танзих) [19].
* * *
Свою одежду мусульманин должен содержать в чистоте. Увидев как-то человека в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Неужели он не нашел воды, чтобы помыть ею свою одежду?» [20].
* * *
Мусульманину также следует избегать ношения той одежды, на которой имеются изображения живых существ. Ибн Кудама пишет:
«Относительно одежды, на которой [имеются] изображения живых существ, Ибн ‘Акыль сказал: “ношение её порицается, но не запрещается”. Абу-ль-Хаттаб (ум. в 510 г.х.) сказал: “она запрещена, так как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – сказал: «Ангелы не входят в тот дом, в котором находится собака или имеются изображения живых существ!»”. Текст этого хадиса согласован [аль-Бухари и Муслимом].
Те, кто не считают её запрещенной опираются на уточнение Пророка: «… кроме образов на одежде!», [которое также] согласовано [аль-Бухари и Муслимом], а также на [предположение о том,] что [раз изображение] становится дозволенным, если [то, на чем они изображены] используется в качестве подстилки, или если на него облокачиваются (как например, изображения на подушке), то подобно этому [оно становятся дозволенным] если его надевают» [21]
Продолжение следует
____________________________
[1] Шарт молитвы – это одно из обязательных условий её действительности. При несоблюдении хотя бы одного шарта, вся молитва будет недействительной. Тот шарт молитвы, о котором идёт речь в тексте – это необходимость укрытия ‘аурата в молитве.
[2] См.: аль-Мугни. Т. 2. С. С. 303, 304.
[3] Достоверный хадис, приводят Абу Дауд (№ 4029) и Ибн Маджах (№№ 3606 и 3607).
[4] Приводит аль-Бухари (№№ 5547 и 6445).
[5] См.: Фатх уль-Бари. Т. 10. С. 345.
[6] Приводит аль-Бухари (№ 5499).
[7] Достоверный хадис, приводят ат-Тирмизи (№ 1774) и ан-Насаи (№№ 9449 и 9450).
[8] Достоверный хадис, приводит Абу Дауд (№ 4055).
[9] Приводит Муслим (№ 2069/15).
[10] См.: аль-Маджму’. Т. 4. С. 326, 327.
[11] Приводят аль-Бухари (№№ 2762 – 2764 и 5501) и Муслим (№ 2076).
[12] Хороший хадис, приводят Абу Дауд (№ 4232), ат-Тирмизи (№ 1826) и ан-Наса’и (№№ 9463 и 9464).
[13] См.: Фатх уль-Бари. Т. 6. С. 119.
[14] См.: аль-Мугни. Т. 2. С. 307.
[15] Сафлор (или дикий шафран) — это однолетнее растение ярко-желтого цвета, используемое для получения красителей желтого, красного и шафранового цвета.
[16] Приводит аль-Бухари (№ 5508).
[17] Приводит Муслим (№ 2077/27).
[18] См.: аль-Адаб аш-Шари’ийа. Т. 3. С. 477.
[19] См.: Шарх сахих Муслим. Т. 14. С. 54.
[20] Приводит Абу Дауд (№ 4062) с достоверным иснадом.
[21] См.: аль-Мугни. Т. 2. С. 308.
Арсен Шабанов [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе