Его головной убор

 

Носить мусульманину головной убор или не носить, какой цвет выбрать, какую форму, какой вид – всё это по большему счету зависит от обычаев мусульман той местности, в которой он находится. И желательным для мусульманина в этом плане будет то, что выглядит привычным для окружающих.

Если ношение головного убора считается в определённой местности украшением внешнего вида, то в этой местности будет и желательным надевать головной убор во время молитвы, так как Всевышний говорит в Коране: «Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети!» (7: 31).

Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) носил чалму, что было обычаем его народа, а бывало даже, что она была у него на голове, когда он совершал омовение, и он во время омовения обтирал её влажными руками, о чем сообщается в достоверном хадисе, передаваемом со слов аль-Мугыры б. Шу’бы.

Шафи’итские и ханбалитские ученые, основываясь на этом, даже говорили, что для каждого мусульманина желательно следовать в этом примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) и носить чалму.

Из того, что передаётся о головном уборе Посланника (мир ему и благословение Аллаха!), его манере носить головной убор, можно привести следующее.

Абу Хазим рассказывает: «Я спросил Ибн ‘Умара: “Как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – повязывал чалму?” — Он ответил: “Он заматывал её на голове кругами, связывая её, — по другой версии: “… и скреплял её сзади себя”, — и опускал её концы между своих лопаток”» [1].

О том, каким был цвет чалмы Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) сообщает ‘Амр б. Хурейс. Он рассказывает: «Я видел Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – когда он с минбара обращался с проповедью, и на нём была черная чалма» [2].

Возможно также, что он носил и желтую чалму, как сообщается об этом в хадисе от Фадля б. ‘Аббаса, который сказал: «Однажды я зашел [проведать] Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – когда он болел той болезнью, от которой впоследствии умер, [и увидел, что] на голове у него была желтая повязка. Я поприветствовал его, а он обратился ко мне, сказав: “О Фадль!”. Я сказал: “Вот я перед тобой о Посланник Аллаха!”. Он сказал мне: “Закрепи эту повязку на моей голове!”. Я сделал это, после чего он приподнялся, опёрся своими ладонями на мои плечи, встал и вошел в мечеть» [3].

Ибн Кайим писал: «Его чалма не была настолько большой, чтобы отягчать его голове её ношение, и не была настолько маленькой, чтобы недостаточно оберегать его голову от холода и жары. Она была среднего размера. Часть её он продевал под свой подбородок, что создавало для него много удобств: это защищало его шею от холода и жары, а саму чалму это прочно удерживало во время езды верхом на лошади или верблюде, а также во время битв» [4].

Вообще же, хадисов, в которых упоминается или описывается чалма Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) очень много. Есть книги в которых эти хадисы собраны отдельно. Одна из таких книг – это «Субулю-ль-хадьи ва-р-ришад фи сират хайри-ль-‘ибад» («Пути верного направления в жизнеописании лучшего из людей»), которая принадлежит перу выдающегося исламского ученого Мухаммада б. Йусуфа ас-Салихи ад-Димашкы (ум. в 942 г.х.).

Что касается тех хадисов, в которых говорится о достоинстве чалмы, то по этому поводу в своём комментарии к «сунану» ат-Тирмизи, аль-Мубаракфури (ум. в 1353 г.х.) пишет: «Я не нашел ни одного достоверного хадиса, восходящего по цепочке передатчиков к Пророку (мир ему и благословение Аллаха!), в котором говорилось бы о достоинстве чалмы. Все хадисы на эту тему либо слабые, либо вымышленные» [5].

 

Его перстень

 

Мусульманину разрешается носить серебряный перстень. Его лучше носить на мизинце, и нежелательно носить его на среднем или указательном пальце. Передавая хадис о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) изготовил для себя перстень, Анас сказал: «… и поистине, я видел его блеск на мизинце [Пророка]!» [6], а ‘Али передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил ему надевать перстень на указательный и средний палец [7].

Имеются разноречивые хадисы о том, на какой именно руке предпочтительней носить серебряный перстень. Есть сообщения о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) носил его на левой руке, есть и о том, что он носил его на правой. Последних больше. У шафи’итов в этом вопросе расхождение, и более достоверное их мнение отдаёт предпочтение правой руке. Хафиз Ибн Хаджар говорит: «Мне кажется, что [выбор между правой и левой рукой для ношения серебряного перстня] бывает разным в зависимости от цели его [ношения]. Если он носится как украшение, то правая рука в этом случае предпочтительнее. Если же его носят, чтобы использовать как печать, то лучше носить его на левой руке, чтобы можно было снимать и надевать его правой рукой» [8].

Ибн Муфлих пишет, что если на перстне имеется камень, то желательно при ношении поворачивать его внутрь, к ладони, так, как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). «Мужчинам и женщинам, — пишет он, — нежелательно носить перстень из железа, меди, желтой меди и свинца, что подтверждается текстами, приводимыми группой ученых, в том числе Исхаком б. Рахавейхом» [9].

Сообщается, что когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха!) пришел некий мужчина, на котором был надет железный перстень, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал ему: «Почему я вижу на тебе украшение обитателей Ада?». Когда же этот человек пришел в следующий раз, и уже на нём был перстень из желтой меди, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал ему: «Почему я ощущаю [исходящий] от тебя запах идолов?», — а когда этот человек подошел уже с золотым перстнем, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «Почему я вижу на тебе украшение обитателей Рая?». Тот человек спросил: «Так из чего же мне сделать перстень?», — на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) ответил: «Из серебра, и не доводи его [вес] до мискаля (4,68 г.)» [10].

Некоторое шафи’иты считали запретным то, что превышает один мискаль, другие же, как например хафиз аль-‘Иракы (ум. в 806 г.х.), утверждали, что это разрешено.

Нельзя делать на своём перстне такую же надпись, которая была на перстне Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), так как он сказал: «Поистине, я сделал перстень из серебра и выгравировал на нём: «Мухаммад Посланник Аллаха», и пусть никто не делает на своём перстне [такую же] надпись» [11].

Есть мнение о том, что нежелательно, чтобы на перстне была надпись с упоминанием имени Аллаха. Такое мнение было у имама Ахмада. Ибн Хаджар пишет:

«Ибн Аби Шайбах приводит в своём «мусаннафе» хадис о том, что Ибн ‘Умар выгравировал на своём перстне надпись: «‘Абду-Ллах бин ‘Умар». Как сообщает Ибн Батталь (ум. в 449 г.х.), Малик говорил: “Из дел халифов и судей – выгравирование своих имён на своих перстнях”. Ибн Аби Шайбах также сообщает, что на перстнях у Хузайфы и Абу ‘Убейды была выгравирована надпись: «аль-хамду ли-Ллах!», у ‘Али: «ва-Ллах аль-Малик!», у Ибрахима ан-Наха’и (ум. в 95 г.х.): «би-Ллях!», у Масрука (ум. в 63 г.х.): «би-сми-Ллях!», у Абу Джа’фара аль-Бакыра (ум. в 118 г.х.): «аль-‘иззату ли-Ллях!», и что аль-Хасан и аль-Хусейн не видели ничего плохого в том, чтобы на перстнях выгравировали надпись, в которой упоминается имя Аллаха. Ан-Навави сказал: “это позиция большинства ученых, некоторые же, среди которых и Ибн Сирин (ум. в 110 г.х.), считали это порицаемым”. Однако Ибн Аби Шайбах с достоверным иснадом сообщает, что Ибн Сирин не видел ничего плохого в том, чтобы написать на перстне: «хасбийа-Ллах!» и т.п., что не подтверждает порицание им такого поступка» [12].

 

Его обувь

 

Наверно трудно будет в нескольких словах описать всю ту пользу, которую приносит нам обувь. Обувь защищает нас от стихий природы, от жары, холода и грязи. Она облегчает нам трудности передвижения, сокращает утомляемость и предохраняет наши ноги от всевозможных жестких и острых предметов, которые встречаются у нас на пути. Помимо этого она служит и удовлетворению наших эстетических потребностей: мы радуемся, когда у нас есть хорошая, ценная обувь.

Вроде бы, сегодня, как никогда раньше, человечество стало это осознавать. Если до недавнего времени обувь приобретали в малюсеньких башмачных мастерских, то сейчас стали открываться обувные бутики, магазины, ярмарки, рынки, обувные каскеты, а также крупные заводы по производству обуви и материалов для неё. Это говорит о том, что для современного человека необходимость ношения обуви стала естественной.

Однако всё равно в наш век находятся целые народы, которые принципиально отказываются носить обувь, руководствуясь какими-нибудь обычаями или религиозными соображениями. В Индии, например, очень многие люди не носят обувь. Они и по уличным нечистотам ходят босиком, и также босиком посещают свои храмы. Кто бывал в этой стране, особенно в беднейших её штатах мог видеть, что ноги очень многих простых индусов покрыты струпьями от разнообразных грибковых заболеваний.

В противоположность подобным культурам, Ислам призывает людей не отвергать важность ношения обуви. В одном из военных походов Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Припасайтесь обувью, ибо поистине, пока мужчина обут, он как бы на коне!» [13].

Ислам придаёт столь важное значение обутости мусульманина, что даже если при определённых обстоятельствах и устанавливает для мусульман ограничения в обуви, то эти ограничения снимаются, когда возникает угроза того, что мусульманину из-за них придётся ходить босиком. Например, имеющийся запрет на ношение находящимся в состоянии ихрама паломником кожаных носков [14] снимается, если паломник не сможет найти обуви. Рассказывая об ограничениях в одежде, налагающихся на совершающего паломничество, Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: «… он не надевает кожаных носков. Однако это не касается того, кто не находит пару обувей. Такому следует носить кожаные носки, которые он должен укоротить [так, чтобы они были] ниже щиколоток» [15].

Однако нельзя сказать, что постоянное ношение обуви не имеет своих минусов. Обувь также создаёт для человека ряд проблем, среди которых мозоли, искривленные пальцы, стопа атлета и вросшие ногти. Обутый получает стрессы из-за постоянной нагрузки на одни и те же участки стопы при каждом шаге, в то время как босой человек при ходьбе получает и распределяет нагрузку на разные части стопы. В обуви падает мобильность, чувствительность и сила мышц ног. В то время, когда босой получает непрерывный поток информации о поверхности и о положении себя относительно поверхности, стопы обутого спят в не изменяющейся среде, вследствие чего расстраиваются и атрофируются неиспользуемые чувства.

Врачи в наше время даже в качестве профилактики различных заболеваний советуют хотя бы час дня ходить босиком в тех местах, где это безопасно.

Босохождение содержит в себе не меньше польз, чем ношение обуви. Когда человек привыкает ходить босиком, он уже не подскакивает от боли на каждом камушке или веточке, как это будет со впервые разувшимся. Это благотворно влияет на всю нервную систему и даже на мыслительную деятельность. Также выяснилось, что создание парков для босоногих в Германии позволило сократить число случаев простудных заболеваний у молодых немцев на 36% и отодвинуть начало старческого артрита на 7–8 лет. А в 2004 г. почти половина германских школ ввели «уроки хождения босиком» в свою обязательную программу.

Ислам не отвергает и эту пользу. ‘Абду-Ллах б. Бурейда рассказывает: “Как-то раз один человек из числа сподвижников Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – отправился к Фадале б. ‘Убайде, который находился в Египте. Придя к нему, он сказал: «Я приехал не просто для того, чтобы навестить тебя, нет, я слышал, что ты передаёшь слова Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – и я надеюсь, что у тебя есть знание, полученное от него». [Фадаля] спросил: «А о чём идёт речь?» [Этот человек] назвал то-то и то-то, а потом спросил: «А почему же я не вижу на тебе обуви?» [На что Фадаля] ответил: «Пророк, – мир ему и благословение Аллаха! – повелевал нам, чтобы мы время от времени ходили босиком»” [16].

Нам остаётся только восхвалять Аллаха за то, что Он ниспослал нам Религию, охватывающую все сферы нашей жизнедеятельности и указывающую нам на те поступки, которые лучше всего соотносятся с нашей природой.

 

Теперь же упомянем некоторые положения Ислама, касающиеся ношения обуви.

 

В Исламе порицается ношение обуви только на одной ноге. Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Пусть никто из вас не ходит в одной сандалии, либо снимайте обе, либо обе одевайте!» [17].

Ибн Хаджар пишет: «Это правило распространяется на любую парную часть одежды, как например, кожаные носки. Сюда же относится вытаскивание из рукава только одной руки и накидывание одежды только на одно плечо» [18].

Если человек носит обувь типа сандалий, босоножек и т.п., то желательно, чтобы на них был шнурок или ремешок, который фиксирует ногу на обуви. Анас сообщает, что на сандалиях Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) было по ремешку на каждой [19]. В «адабу-ш-шари’ийа» написано, что ремешки эти проходили между средними и безымянными пальцами ноги [20].

Также, следуя примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха!), желательно отдавать предпочтение обуви, с внешней стороны которой не выделяется шерсть. Сообщается, как Ибн Джурейдж сказал Ибн ‘Умару:
— Я заметил, ты делаешь четыре вещи, и я не видел, чтобы их делал кто-нибудь из твоих друзей.
— Что же это, о Ибн Джурейдж? — спросил Ибн ‘Умар.
— Я видел, как ты прикасался только к двум йеменским углам Каабы, и заметил, что ты носишь сабтийи и красишь волосы в желтый цвет, а когда ты в Мекке, люди начинают произносить тальбийу [21], увидев молодой месяц (т.е. в первый день месяца Зу-ль-хиджжа), а ты не делаешь этого, пока не наступит День Тарвийа (8-ой день Зу-ль-хиджжи).
— Что касается углов Каабы, — стал объяснять Ибн ‘Умар, — то я не видел, чтобы Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – трогал какие-нибудь из них, кроме двух йеменских. Что касается сабтий, то я видел, как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – носил кожаные ботинки, на которых не было шерсти, и даже совершал в них омовение. Поэтому носить такую обувь мне нравится больше всего. Что касается желтого цвета, то я видел, как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – красил волосы в желтый цвет, и поэтому красить волосы таким цветом мне нравится больше всего. Что касается молодого месяца, то я не видел, чтобы Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – начинал произносить слова тальбийи, пока его верблюдица не отправлялась [22].

 

Продолжение следует

 

_____________________________
[1] Достоверный хадис, приводит ат-Табарани (См.: «Маджма’ аз-заваид», № 8501).
[2] Приводят Муслим (№ 1359) и ат-Тирмизи («аш-Шамаиль» («Благородные качества»), №№ 115 и 116).
[3] Приводит ат-Тирмизи («аш-Шамаиль», № 136).
[4] См.: Ибн Кайим Ш. ат-Тыб ан-Набавийа (Медицина Пророка). – Бейрут: «аль-фикр», [б.г.]. С. 184, 185.
[5] См.: аль-Мубаракфури М. Тухфат аль-Ахвази. Т. 5. С. 414.
[6] Приводит аль-Бухари (№ 5536).
[7] Приводят Муслим (№ 2078), Абу Дауд (№ 4225) и ат-Тирмизи (№ 1846).
[8] См.: Фатх уль-Бари. Т. 10. С. 340.
[9] См.: аль-Адаб аш-Шари’ийа. Т. 3. С. 503.
[10] Приводит ат-Тирмизи (№ 1845). В иснаде этого хадиса присутствует передатчик, который, по словам Ибн Хиббана, был противоречивым и ошибался.
[11] Приводят аль-Бухари (№№ 5532 и 5539) и Муслим (№ 2092).
[12] См.: Фатх уль-Бари. Т. 10. С. 340.
[13] Приводит Муслим (№ 2096).
[14] Это по мнению большинства ученых, ханафиты же и некоторые шафи’иты разрешают паломникам носить кожаные носки.
[15] Приводят аль-Бухари (№ 1468) и Муслим (№ 1177).
[16] Приводит Абу Дауд (№ 4160) с достоверным иснадом.
[17] Приводят аль-Бухари (№ 5518) и Муслим (№ 2097).
[18] См.: Фатх уль-Бари. Т. 10. С. 324.
[19] Приводит аль-Бухари (№ 5519).
[20] См.: аль-Адаб аш-Шари’ийа. Т. 3. С. 511.
[21] Слова: «ляббайка-Ллахумма ляббайк…», которые произносят во время хаджжа.
[22] Приводят аль-Бухари (№ 5513) и Муслим (№ 1187).

 

 

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос