Возмещение поста беременной и кормящей женщиной, когда она боится только за ребёнка

Вопрос:

Распространённое (машхур) мнение в ханбалитском мазхабе относительно беременной и кормящей женщины состоит в том, что, если она боится лишь за ребёнка, то она не держит пост, после чего кормит бедняка за каждый пропущенный день и не возмещает пропущенный пост. Что вы скажете об этом, уважаемый шейх?

 

Ответ:

Что касается того, что она не держит пост и выплачивает каффару (кормит бедняка за пропущенный пост), то это на самом деле распространённое (машхур) мнение в мазхабе. Что же касается того, что она не восполняет пропущенный пост, то это неправильно (не является распространённым (машхур) мнением в мазхабе). Правильное мнение состоит в том, что она возмещает пост и кормит бедняка. Это передаётся от Ибн Аббаса, и так растолковывается аят Корана: «А тем, которым тяжело поститься, следует во искупление накормить бедняка…» (сура «Корова», аят 184).

От Ибн Аббаса и других саляфов передаётся, что данный аят не является отменённым и что он относится либо к старым людям, которым затруднительно держать пост, при том, что они могут перенести его (им следует накормить бедняка за каждый пропущенный пост, и он не является обязательным для них), а также к больным людям, не надеющимся на выздоровление; либо относится к беременной и кормящей женщине, которая боится за своего ребёнка: зародыша в утробе или грудного. Если она боится, что не найдёт молока или пищи для ребёнка, и таким образом не держит пост не по причине страха за себя, то в таком случае она выплачивает каффару (кормит бедняка за пропущенный пост), поскольку пропустила пост не по причине болезни, будучи в состоянии его держать, и возмещает его после того, как исчезнут препятствия для этого.

Это и есть распространённое (машхур) мнение в мазхабе. Передача (ривая), в которой утверждается, что женщина не кормит бедняка, является слабой, поскольку в таком случае она не возмещает пропущенный пост. Передача (ривая), в которой утверждается, что она кормит бедняка и ограничивается этим, также является слабой. Как от Ибн Аббаса, так и от имама Ахмада это достоверно не утверждено. Утверждённым же и распространённым (машхур) является то, что женщина обязана возместить пропущенный пост вместе с кормлением бедняка.

 

Шейх Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Джибрин, «Фатава рамадан», стр. 365, 366

Перевод: Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *