Выносится ли такфир за ошибочную трактовку текстов?

такфир

Вопрос:

Является ли таъвиль («трактовка» — прим. islamcivil.ru) Кудамы бин Маз’уна, когда он посчитал дозволенным пить вино, после чего его призвали к покаянию, препятствием в обвинении его в неверии? Хотелось бы узнать мнения четырех имамов, а затем более предпочтительное мнение.

 

Ответ:

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и сподвижникам.

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймия говорит о единодушии (иттифак) ученых из числа сподвижников, живших в эпоху правления Умара, в том, что Кудаме, да будет доволен им Аллах, не выносится такфир, и мы не знаем такого, чтобы кто-нибудь из четырех имамов противоречил им в этом вопросе. Ибн Кудама приводит историю Кудамы в книге «Аль-Мугни» и не говорит о том, что среди имамов было бы разногласие в вопросе отсутствия такфира того, кто делает та’виль, и которому не был приведен довод (разъясняющий истину и правильное понимание вопроса — прим. islamcivil.ru).

Шейх-уль-Ислам говорит: «Объявление конкретной личности неверующим и дозволенность его казни останавливается на доведении пророческого довода, противоречие которому делает человека неверующим. И не выносится такфир всякому, кто проявляет невежество в чем-то из религии. По этой причине, когда группа из числа сподвижников и табиинов, как Кудама бин Маз’ун и его товарищи, пили вино, считая его дозволенным, полагая, что оно разрешено тем, кто совершает благие поступки, исходя из своего понимания аята из суры «Аль-Маида», ученые из числа сподвижников, как Умар, Али и другие, были единодушны (иттифак) в том, что их надо призвать к покаянию: если они будут упорствовать на своем — вынести такфир, за то, что посчитали вино дозволенным, а если признают ошибку, то наказать плетьми за употребление вина. Они не вынесли им такфир сразу же по причине шубхи («неясность» — прим. islamcivil.ru), которая имелась в их головах, пока им не разъяснят истину, и если бы они упорствовали в ее отрицании, то объявили бы неверующими».

В «Маджму’ аль-Фатава» он также говорит: «Никто не может выносить кому-либо из мусульман такфир, если тот ошибся или запутался в каком-либо вопросе, пока ему не приведут довод и не разъяснят аргументацию. Тот, чей Ислам явно установлен, не выводится из него на основе сомнений, а только после приведения довода и устранения шубхи».

Ибн Кудама говорит в «Аль-Мугни»: «Тот, кто убежден в дозволенности какой-либо вещи, в запретности чего имеется единогласие, чье положение среди мусульман явное и шариатскими текстами устранена шубха, как относительно мяса свиньи, прелюбодеяния и тому подобных вопросов, в которых нет разногласий, такой становится неверующим. Если он считает дозволенным убивать невинных людей и забирать их имущество без шубхи и та’виля — также становится кафиром. Если же он делает та’виль, как хариджиты, то мы уже упомянали о том, что большинство ученых не посчитали кафиром Ибн Мульджима, хотя он убивал лучших людей своего времени, полагая, что так он приближается к Аллаху. Это распространяется и на тех, кто считает запретное дозволенным, основываясь на та’виле. Передается, что Кудама бин Маз’ун пил вино, считая его дозволенным. Умар наказал его за выпивание вина, но не вынес такфир. Также и Абу Джандаль бин Сухайль и группа людей вместе с ним пили вино находясь в Шаме, считая его дозволенным, приводя в довод слова Всевышнего Аллаха: «На тех, которые уверовали и совершают праведные деяния, нет греха за то, чем они питались» (Аль-Маида, 93) и их не обвинили в неверии. Они узнали о запретности вина, покаялись и их наказали за распитие вина. Такое же решение выносится в отношении тех, кто совершает подобное. Также и всякий невежда в каком-либо вопросе: его не обвиняют в неверии, пока он не узнает истину, не устранится шубха, после чего он все равно будет продолжать считать это дозволенным».

А Аллах знает лучше.

 

Источник: islamweb.net

Перевод: Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *