Хадисы аль-Кудси

xadis-kudsi

 

Хадисы аль-Кудси – это хадисы, смысл которых посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отнес к Всевышнему Аллаху, велик Он и славен. Вероятнее всего такие хадисы были описаны эпитетом «аль-Кудси» от слова «кудс» (святость, священность), потому что в основном содержат смысл святости Аллаха, Его возвеличивания, отсутствия у Него недостатков, а также потому, что редко связаны с нормами шариата, связанными с делами мусульман.

 

Отличительной чертой хадисов аль-Кудси является то, что они имеют определённые формулировки, которыми часто начинаются. Например, выражение, когда передатчик говорит: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал в том, что передал от Своего Господа…», либо выражение передатчика: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сказал Всевышний Аллах…».

 

Например, передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах сказал: «Я такой, каким Меня представляет Мой раб, и Я с ним, когда Он поминает Меня! Если он помянет Меня в себе, то и Я помяну его в Себе. Если он помянет меня в присутствии кого-либо, то Я помяну его в лучшем присутствии!»

 

Однако надо обратить внимание на то, что эпитет «священный» вовсе не делает подобные хадисы достоверными по умолчанию. Среди них есть как достоверные и слабые хадисы, также и вымышленные. Святость хадисов аль-Кудси относится к их смыслам, связанным в основном с Всевышним Аллахом.

 

 

Смысл или слова?

 

 

Исламские учёные разногласят относительно того относятся ли к Всевышнему Аллаху слова хадисов аль-Кудси или к Нему относится лишь смысл. Некоторые из них посчитали, что и слова, и смысл этих хадисов относится к Аллаху, Который внушил их Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, путем откровения или во время сна, а не привычным способом, когда с откровением приходил ангел Джибриль, мир ему. Другие учёные склонились к мнению, что смысл хадисов аль-Кудси относится к Всевышнему Аллаху, а слова принадлежат Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Второе мнение является более правильным согласно мнению большинства учёных уммы.

 

 

Разница между Кораном и хадисом аль-Кудси

 

 

Есть несколько существенных различий между Кораном и хадисами аль-Кудси, не смотря на то, что смысл в обоих случаях принадлежит Аллаху. Одними из самых главных различий являются:

 

1. Что касается Корана, что все его слова и смысл исходят от Аллаха. Коран был ниспослан путём откровения через ангела Джибриля, и бросает вызов человечеству с предложением составить что-либо подобное, показывая, что это невозможно. А хадисы аль-Кудси несут в себе только смысл от Аллаха, а слова этих преданий принадлежат Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Также хадисы аль-Кудси не бросают вызов человечеству с предложением составить что-либо подобное им.

 

2. Коран дошёл до наших дней путем «таватур», то есть его передало огромное количество людей, которые не могли сговориться, в том же виде, в котором он был ниспослан полторы тысячи лет назад. А хадисы аль-Кудси в большинстве своем передаются путем «ахад», то есть одной, единичной цепочкой передатчиков, среди которых есть как достоверные, так и слабые хадисы.

 

3. Что касается Корана, то за его чтение мусульмане получают вознаграждение от Аллаха. За каждую прочтенную букву записывается одно вознаграждение, которое может увеличиться в десять раз. Также Коран читается во время молитв. А хадисы аль-Кудси нельзя читать во время намаза, и за их чтение не обещана такая же награда от Аллаха, как за чтение Корана.

 

Количество хадисов аль-Кудси

 

Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллах, предположил, что количество хадисов аль-Кудси можно свести примерно к сотне преданий, которые, как он сказал, некоторые учёные собрали в одном томе. Однако на самом деле, если закрыть глаза на достоверность или слабость хадисов, их количество достигает восемьсот преданий.

 

Некоторые учёные, как уже было упомянуто, собрали эти хадисы в отдельные книги. Среди них шейх Аль-Мунави, да помилует его Аллах, в книге «Аль-итхафат ас-суннийя фи-ль ахадис аль-кудсийя», с таким же названием написал книгу и алляма аль-Мадани, да помилует его Аллах, Ибн Бильбан, современные шейхи Абду-с-Салям ибн Мухаммад Аллюш и Мустафа аль-Адави.

 

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

по материалам сайт islamweb.net

Оставить комментарий

Проверка *