Хукм поста в дни ташрика

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос о хукме поста в дни ташрика с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджжида islam-qa.com.

 

Вопрос № 66193 

 

Один человек постился 11-го и 12-го числа месяца Зу-ль-Хиджжа, каков хукм его поста?

 

Ответ:

 

Вся хвала принадлежит Аллаху!

11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджжа называются днями ташрика. От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, дошел запрет на соблюдение поста в эти дни. Это правило не имеет исключения, кроме как в случае с паломником, который совершая хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран не нашел жертвенного животного.

Муслим (1141) передал со слов Нубайша аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха!»

Ахмад (16081) передал со слов Хамзы б. ‘Амра аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, о том, что он видел человека на верблюде, который следовал за людьми в Мину. Пророк Аллаха, мир ему и благословение, наблюдал за ним, и этот человек говорил: «Не поститесь в эти дни, ибо поистине, это дни еды и питья».

Аль-Альбани в «сахих аль-джами’» (7355) назвал этот хадис достоверным.

Еще Ахмад (17314) и Абу Дауд (2418) передали со слов Абу Мурра – вольноотпущенника Умм Хани – о том, как он зашел вместе с ‘Абд Аллахом б. ‘Амром к того отцу – ‘Амру б. аль-‘Асу. Он поднёс им еду и сказал: «Ешь!» Абу Мурра сказал: «Поистине, я пощусь!» Тогда ‘Амрсказал: «Ешь, ибо это такие дни, в которых Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелевал нам разговляться, и запрещал нам поститься!» Малик сказал: «Это дни ташрика».

Аль-Альбани назвал это хадис достоверным в «сахих Аби Дауд».

Также Ахмад (1459) передал со слов Са’да б. Аби Ваккаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел мне, чтобы в дни Мина я кричал: “Поистине это дни еды и питья, и нет в них поста!”». Имеется ввиду, в дни ташрика.

Редактор (мухаккык) «муснада» сказал, что хадис достоверный, в силу наличия других укрепляющих его преданий (сахих ли-гайри-хи).

Аль-Бухари передаёт со слов ‘Аишы и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах: «Никому не позволялось поститься в дни ташрика, кроме как тем, кто не находил жертвенного животного».

В этих и других хадисах содержится запрет на пост в дни ташрика. В соответствии с этим большинство ученых утверждало, что соблюдение дополнительных постов в эти дни не является правомерным. Что же касается поста в эти дни, соблюдаемого как искупление пропущенного вРамадане, то некоторые ученые высказались о допустимости такового. Однако наиболее достоверна его неправомерность.

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, пишет в «аль-мугни» (3 / 51):

«По словам большинства ученых, дополнительный пост в эти дни не дозволен. Хотя сообщается, что Ибн аз-Зубайр постился в эти дни. Подобное сообщается об Ибн ‘Умаре и аль-Асваде б. Йазиде. Передаётся еще, что Абу Тальха не разговлялся, кроме как по двум праздникам. Очевидно, что до них не дошел запрет Посланника Аллаха, мир ему и благословение, на соблюдение поста в эти дни, а если бы до них это дошло, то они бы не повторили подобное в другой раз.

Что касается соблюдения в эти дни обязательных постов, то по этому поводу есть две версии. Согласно первой, это не допускается, так как запрещён пост в эти дни, и дни эти подобны праздничному дню.

По второй версии, соблюдение обязательного (фард) поста в эти дни является правомерным, так как сообщается, что Ибн ‘Умар и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Никому нельзя было соблюдать пост в дни ташрика, за исключением тех, кто не находил жертвенного животного». То есть, тому, кто совершает хадж ат-таматту’, и не имеет жертвенного животного. Это достоверный хадис, его приводит аль-Бухари, и он используется как аналогия для всех обязательных предписаний» (конец цитаты).

Основная же позиция ханбалитского мазхаба заключается в том, что соблюдать пост в дни ташрика, во искупление пропущенного в Рамаданепоста, не является правомерным.

См.: «Кашшаф аль-кына’», 2 / 342.

Что касается соблюдения поста в эти дни теми, кто совершает хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран, но не находит жертвенного животного, то доказательством этого служит вышеупомянутый хадис ‘Аишы и Ибн ‘Умара, и этого мнения придерживаются маликиты, ханбалиты и ранниешафи’иты. Ханафиты и некоторые шафи’иты утверждают, что пост в эти дни вообще не разрешается.

См.: «Маусу’ати-ль-фикхийа», 7 / 323.

Наиболее правильным же является первое мнение, согласно которому соблюдать пост в эти дни может тот, кто не нашел жертвенного животного.

Ан-Навави, да помилует его Аллах, пишет в «аль-маджму’» (6 / 486):

«Знай, что наиболее достоверным для наших товарищей является позднее мнение, о том, что пост в эти дни не является правомерным абсолютно для всех, как для совершающего хаджж ат-таматту’, так и для всех остальных. Хотя, наиболее обоснованным является допустимость и дозволенность поста в эти дни для совершающегохадж ат-таматту’, так как хадис, предоставляющий ему такое право, как уже было сказано, является достоверным. Это является очевидным и от этого нельзя отказываться» (конец цитаты).

Подытоживая сказанное: не является правомерным пост в дни ташрика, как дополнительный, так и обязательный, кроме как для совершающего хаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран, если он не находит жертвенного животного.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

«Не разрешается пост в тринадцатый день месяца Зу-ль-Хиджжа, как дополнительный, так и обязательный, так как это дни еды, питья и поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик! Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил пост в эти дни, и не сделал исключения ни для кого, кроме как для паломника, совершающегохаджж ат-таматту’ и не нашедшего жертвенного животного» (конец цитаты).

«Маджму’ фатава Ибн Баз», 15 / 381.

Шейх Ибн аль-‘Усаймин сказал:

«Дни ташрика – это три дня после Праздника Жертвоприношения (‘Ид аль-Адха). Названы они днями ташрика, потому что люди в эти дни сушат (юшаррикуна) ломтики мяса, т.е. раскладывают их на солнце, чтобы они не загнивали, когда их отложат про запас. Относительно этих трёх дней, Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал:«Дни ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха, Всемогущ Он и Велик!» А раз так, т.е. раз шари’атское положение этих дней заключается в еде, питье и поминании Аллаха, то тогда эти дни не являются временем для поста. Поэтому Ибн ‘Умар и ‘Аиша, да будет доволен ими Аллах, говорили: «Никому не позволялось в дниташрика поститься, кроме как тем, кто не находит жертвенного животного». Имеется в виду, для совершающего хаджж ат-таматту’или хаджж аль-кыран. Последние постятся три дня во время хаджжа, и семь дней по возвращении домой. И разрешается совершающемухаджж ат-таматту’ или хаджж аль-кыран, если он не найдёт жертвенного животного, поститься эти три дня, дабы время хаджжа не истекло прежде, чем он успеет исполнить свой пост. Во всех остальных случаях пост в эти дни не допускается. Даже если на человеке будет обязательство по восполнению поста в два месяца, то он должен будет прервать свой пост в День Праздника и на три дня после него, а потом уже продолжать его» (конец цитаты).

«Маджму’ аль-фатава Ибн ‘Усаймин», 20 / вопрос 419

В соответствии с изложенным, тот, кто постился в дни ташрика, или часть из них, не будучи лицом, которое при совершении хаджжа ат-таматту’ илихаджжа аль-кыран, не нашло жертвенного животного, должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за преступление того, что запретил ему Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Если же он постился, чтобы искупить то, что пропущено им в Рамадане, то такое искупление не будет ему засчитано, и ему необходимо будет еще раз возместить свой долг.

А Аллах же знает лучше!

 

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *