Заключение никяха (брака) без упоминания махра

Дар

 

Вашему вниманию предлагается перевод фетвы с сайта уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида «Ислам: вопрос-ответ».

 

Вопрос:

 

При заключении никяха были соблюдены условия: присутствие двух свидетелей и опекуна невесты. Вместе с этим, сама форма заключения никяха имела следующий вид: я приложил свою руку к руке вали невесты, он в свою очередь зачитал слова брачного договора с листа бумаги, где было написано «Я выдаю за тебя…» и упомянул имя невесты. При этом мы не оговорили махр (махр – название имущества, которое мужчине необходимо дать женщине, по причине заключения брачного договора (никяха) – прим. islamcivil.ru), и я ответил ему «Я принимаю…». После всего этого я договорился с невестой, что выплачу махр в размере средней суммы. Является ли никях, заключенный подобным образом, действительным?

 

Ответ:

 

Хвала Аллаху.

Если при заключении брачного договора не был оговорен махр, то подобный договор является действительным. Невесте же, при подобном стечении обстоятельств, полагается выплатить махр-мисль (средняя сумма, складывающаяся из двух факторов: статус женщины и местные традиции, которую мужчине необходимо выплатить женщине, по причине заключения брачного договора (никяха) и размер которой определяет судья – прим. islamcivil.ru).

 

Сказал Ибн Кудама, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-Мугни» (7/182): «Брачный договор является действительным без упоминания махра согласно мнению большого количества ученых. И указывают на это слова Всевышнего Аллаха: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар)» (сура «Корова», аят 236). Так же передается, что, когда Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, спросили о мужчине, женившемся на женщине, не обязавшем себя выплатить ей махр и, в последствии, скончавшемся, так и не имев близость с ней, он ответил: «Ей полагается махр, соответствующий женщинам (того времени), без нанесения убытка и проявления чрезмерности в данном вопросе. Она должна выждать срок ‘идды (который женщина выжидает, не выходя замуж, после прекращения брака по причине развода, смерти мужа – прим. islamcivil.ru) и ей полагается наследство. Поднялся Му’кил ибн Сунан аль-Ащджа’ий, и сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, рассудил относительно Барва’ бинт Ваащик, женщины, находящейся среди нас, подобно тому как рассудил ты». Хадис приведен в сборниках Абу Давуд и ат-Тирмизи. Хадис является достоверным.

 

Никях, заключенный без упоминания махра носит название «тафвид». И он бывает двух видов:

1) тафвид аль-буд’, это когда мужчина выдает свою дочь без упоминания махра со словами «Я выдаю за тебя свою дочь», а сватающийся (жених) говорит «Я принимаю» и, при этом, ни одна из сторон не упоминает махр, подобно тому как случилось и у тебя;

2) тафвид аль-махр, это когда обе стороны упоминают махр без установления границ его размера, подобно тому, как если бы сватающийся (жених) обратился к опекуну невесты со словами «Я выплачу тот махр, который ты хочешь», или же вали невесты обратился к свату со словами «Плати тот махр, который ты считаешь нужным» и выражения подобные этим. В обоих случаях тафвида для невесты устанавливается махр-мисль.

 

Для предотвращения споров и конфликтов в данном вопросе, границы махра-мисля устанавливает кадий (шариатский судья). Если же обе стороны придут к общему согласию без обращения к кадию, то в этом нет запрета, так как они имеют на это право.

 

Аль-Хаджави, да помилует его Аллах, сказал: «Тафвид аль-буд’ и тафвид аль-махр являются действительными. При этом, невесте полагается выплатить махр-мисль, которым кадий обязывает жениха, и размер которого он устанавливает. Если они довольствуются этим, то разрешается принять его». «Зад аль-мустакна’».

 

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин, да помилует его Аллах, в отношении слов Аль-Хаджави сказал: «Его слова «если они довольствуются этим, то разрешается принять его» означают, что, если они придут к общему согласию без обращения к судье, то они в праве поступить таким образом, то есть в этом нет никаких проблем. И если они скажут: «Почему мы должны направляться к кадию? Мы можем прийти к общему в том вопросе, что возник между нами». И скажет жених: «Я плачу в качестве махра 1000» и скажет невеста: «Нет, 2000», после чего они придут к среднему и скажут «1500» и подобное этому, то нет в этом запрета, так как право не отпадает от обеих сторон. «Шарх аль-Мумти’». (12/305).

 

На основании вышеизложенного становится ясно, что никях, заключенный без упоминания махра, действителен, так же, как и действителен махр, на котором сошлись обе стороны, если же невеста является благоразумной.

 

Аллах знает об этом лучше.

 

Абу Сакина [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *