Определение

 

Арабское слово «’Ид» ( العيد / праздник) является производным от слова «’ауд» ( العوْد ), которое означает: «возвращение к первоначальному состоянию и возобновление его по причине его частого повторения».

Терминологическое значение слова «праздник» не отличается от языкового. Праздниками являются только два дня: День разговения после Рамадана, а это – первый день месяца Шавваль, и День жертвоприношения – десятый день месяца Зу-ль-хиджжа. Иных праздников у мусульман нет.

 

Правовые нормы, относящиеся к празднику

 

С праздником связаны следующие религиозные нормы:

1) Совершение праздничной молитвы.

Среди ученых возникло разногласие относительно правового положения праздничной молитвы. Маликиты и шафииты говорят, что её совершение является настоятельной сунной (сунна муаккада), в соответствии с хадисом о бедуине, которому Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – рассказал о пяти обязательных молитвах, а он спросил: «Возлагается ли на меня какие-нибудь еще молитвы, помимо этих?», — и получил ответ: «Нет, если только сам не захочешь» (аль-Бухари и Муслим). А также в соответствии с тем, что сам Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – совершал её и постоянствовал в её совершении.

Ханафиты (по тому из мнений в их мазхабе, по которому они дают фетву) говорят, что она является обязательной, поскольку Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – совершал её постоянно и ни разу не пропустил её, а также потому что она совершается коллективно, и если бы она была желательной, а не обязательной, то Законодатель бы это оговорил так же, как Он оговорил необязательность совершения молитвы-таравих и молитвы, совершаемой по случаю затмения луны.

Ханбалиты говорят, что она относится к категории фарду-ль-кифайа (то есть, её обязательно должны совершить достаточное количество мусульман), в соответствии со словами Всевышнего: «Поэтому совершай молитву ради своего Господа и закалывай жертву» (Св. Коран, 108: 2), а также потому что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – постоянствовал в её совершении.

2) Провозглашение такбира (слов: «Аллаху акбар!»).

По праздникам такбир произносят во время праздничной молитвы, а также по пути отправления для её совершения и после её совершения.

Что касается провозглашения такбира при отправлении утром на праздничную молитву, то, как говорят ученые, провозглашение его в домах, на рынках и на дорогах с момента отправления на праздничную молитву и до её начала является узаконенным в шариате поступком.

Что касается провозглашения его в самой праздничной молитве, то это является желательным по мнению большинства ученых и обязательным по мнению ханафитов. Среди ученых имеется разногласие относительно количества этих такбиров и места их произношения в молитве.

Что касается провозглашения его после совершения праздничной молитвы, то среди ученых нет разногласий в том, что в дни ташрика это является узаконенным в шариате поступком. По мнению большинства это желательно, а по мнению ханафитов – обязательно.

3) Праздничное жертвоприношение.

Ученые единогласны в законности закалывания жертвы в День жертвоприношения. Большинство говорит, что это является желательным поступком, а ханафиты говорят, что оно обязательно.

Относительно его условий, правил и времени совершения среди ученых есть разногласие.

 

Поступки, которые желательно совершать по праздникам

 

Ночь на праздник желательно проводить в поклонении Всевышнему Аллаху: поминать Его, совершать молитвы, читать Коран, произносить слова такбиратасбиха («субхана-Ллах!»), истигфара («астагфиру-Ллах!»), в соответствии с хадисом: «Кто проведёт в поклонении ночи Дня разговения и Дня жертвоприношения с надеждой на награду от Аллаха, того сердце не умрёт в тот день, когда умрут сердца» (ат-Табарани).

В праздник желательно искупаться. Ибн ‘Аббас и аль-Факих б. Са’д – да будет доволен ими Аллах! – передали, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – купался в День разговения и День жертвоприношения (Ибн Маджах). Да и к тому же праздник – это такой день, в котором люди собираются для молитвы, и поэтому в этот день, также как и в пятницу, желательно искупаться.

Если же ограничиться только малым омовением, то этого будет достаточно.

Желательно также привести себя в красивый и опрятный вид, побрить волосы, надеть самую лучшую что найдётся одежду, умаститься благовониями и почистить зубы. Ибн ‘Аббас – да будет доволен Аллах им и его отцом! – передал, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – надевал по праздникам два расшитых плаща (Ибн Мардавейх).

Также передают со слов ‘Аишы, – да будет доволен ею Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Разве будет для кого-то из вас проступком иметь помимо рабочей одежды еще две одежды, предназначенные для пятницы и для праздника?» (Ибн ас-Сакан).

Малик сказал: «Я слышал от ученых, что на каждый праздник желательно умащаться благовониями и приводить себя в красивый внешний вид. Больше всего это касается имама, так как на него больше остальных обращают внимание».

Лучший цвет одежды – это белый, и если две одежды будут одинаковыми по красоте и цене, то лучшей из них будет считаться та, что белого цвета. А если какая-то не белая одежда будет лучше по качеству и красоте, чем белая, то конкретно для этого дня она (не белая) и будет лучше.

Если у человека в наличии будет всего одна одежда, то желательно будет постирать её перед праздником.

Надевать красивую одежду, приводить себя в опрятный вид, умащаться благовониями, стричь волосы и устранять от себя неприятные запахи является одинаково желательным как для того, кто идёт на праздничную молитву, так и для того, кто остаётся у себя дома, поскольку праздник – это день украшения. Это касательно мужчин.

Что касается женщин, то они не должны украшаться, если выходят на праздничную молитву. Они выходят в своей обычной одежде, не наряжаются и не умащаются благовониями, чтобы не стать для мужчин источником соблазна. То же самое касается старых и некрасивых женщин. Женщины не должны смешиваться с мужчинами, а должны находиться в стороне от них.

Детей, как мальчиков, так и девочек, на праздник желательно приводить в красивый, красочный вид, одевать на них украшения из золота и наряжать их в шелк. Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в том, что в праздничный день дозволяется наряжать детей в красочную одежду, надевать на них украшения из золота и шелка, поскольку праздник является днём красоты, а на детей не возложена обязанность подчинения религиозным нормам, а потому нельзя и воспрещать им надевать золото и другие вещи. Что касается непраздничных дней, то относительно надевания на них золотых украшений и шелковой одежды имеется три мнения. Самое достоверное из них – это утверждение о дозволенности этого. Согласно двум другим мнениям, это либо запрещается вовсе, либо разрешается только до достижения ими семилетнего возраста, а потом уже запрещается».

Желательно также надевать на праздник чалму.

 

Поздравления с праздником

 

Как утверждает большинство ученых, поздравление с праздником является узаконенным в шариате поступком.

В книге по ханафитскому мазхабу «ад-дурру-ль-мухтар» написано: «Не порицаемо поздравлять с праздником словами: “йатакаббалю-Ллаху минна ва мин-кум / Да примет Аллах от нас и от вас!”».

Ибн ‘Абидин комментирует это так:

«Он – то есть, автор “ад-дурру-ль-мухтар” – сказал так, потому что ему не было известно что-либо, что передавалось бы от Абу Ханифы и его последователей по этому вопросу. Редактор Ибн Амир Хаджжи говорит: “Правильнее будет сказать, что по общему правилу это является разрешенным и желательным”, — а затем он приводит сообщения с достоверными иснадами, в которых говорится о том, что так поступали сподвижники, и продолжает: “В городах Шама и Египта сложился обычай поздравлять словами: «’Ид мубарак ‘алей-ка / да будет Ваш праздник благословенным!», — и другими похожими пожеланиями…”.

Затем он говорит: “Увязать это с правомерностью и желательностью можно посредством того, что является логическим следствием желательности из правомерности. Так, чьё подчинение законам шариата в определённый промежуток времени будет принято Аллахом, для того это время станет благословенным, а так как имеются сообщения об обращении к Аллаху с просьбой о благословении при различных обстоятельствах, то отсюда вытекает, что просить Аллаха об этом в данном случае также желательно”».

Что касается мнения маликитов, то в «аль-фавакиху-д-диваний» написано:

«Сообщается, что когда имама Малика спросили о человеке, который в день праздника говорит своему брату по вере: “Такаббаля-Ллаху минна ва мин-ка / Да примет Аллах от нас и от тебя!”, — имея ввиду принятие поста и благих дел, совершенных в Рамадане, а также о том, кто говорит: “Гафара-Ллаху ля-на ва ля-ка / Да простит Аллах и нас и тебя!”, — он ответил: “Мне неизвестны эти слова, но я их не порицаю”.

Ибн Хабиб сказал: “Он имел ввиду, что ему неизвестно, является ли это сунной, но и не порицает того, кто это говорит, поскольку это хорошие слова, которые являются мольбой”, — а шейх аш-Шабиби говорит: “Такие слова произносить обязательно, поскольку оставление их приводит к конфликтным разногласиям и разрывам отношений…”.

Аналогичными этому поздравлению, является те пожелания, которые в упомянутый день выражают друг другу люди, а это такие слова как “’Ид мубарак / Благословенного праздника!” и “Ахйакуму-Ллаху ли-амсали-хи!”. Нет сомнений в том, что все они дозволены».

Что касается мнения шафиитов, то, как цитирует ар-Рамали, аль-Камули говорил: «Я не встречал, чтобы наши товарищи (ученые-шафииты) говорили о тех поздравлениях с праздниками и знаменательными датам, которые практикуют люди. Единственное, хафиз аль-Мунзири передаёт, что хафиз аль-Макдиси ответил на вопрос об этом, сказав, что люди всегда расходились по этому поводу, а он считает это дозволенным, но не считает это ни сунной, ни нововведением».

Упомянув эти слова, ар-Рамали пишет:

«Ибн Хаджар аль-‘Аскалани сказал, что поздравления являются узаконенными в шариате, и аргументирует он это тем, что аль-Бейхакы составил об этом отдельный раздел и назвал его: «То, что передаётся о словах “Такаббаля-Ллаху мина ва мин-ка!”, которые по праздникам говорят друг другу люди», — где он собрал недостоверные сообщения, однако вся их совокупность годится для того, чтобы быть доводом в этом вопросе.

Он также говорит: “Аргументом для всеобщих поздравлений служат также правомерность выражения соболезнований и правомерность совершения земного поклона благодарности Аллаху когда произойдёт какое-то радостное событие или удастся избежать какого-либо бедствия. Также это обосновывается хадисом, передаваемым со слов Ка’ба б. Малика, где рассказывается история его покаяния за то, что он пропустил сражение при Табуке. Там говорится, что когда он был обрадован вестью о принятии его покаяния и пришел к Пророку, – мир ему и благословение Аллаха! – к нему подошел Тальха б. ‘Убейдуллах и поздравил его с этим событием”».

Также и аль-Кальюби передаёт от Ибн Хаджара, что поздравления с праздниками и знаменательными событиями являются желательными. Аль-Бейджури сказал, что это главное (му’тамад) мнение в шафиитском мазхабе.

В «аль-мугни» Ибн Кудамы написано:

«Имам Ахмад – да помилует его Аллах! – сказал: “Нет ничего плохого в том, чтобы в день праздника один сказал другому: «Такаббаля-Ллаху мина ва мин-ка!»”. Аль-Харб сказал: “Ахмада спросили о поздравлении людей в праздничный день словами: «Такаббаля-Ллаху минна ва мин-ка!», — и он ответил: «Нет в этом ничего плохого, эти слова передают жители Шама от Абу Умамы». Его спросили: «… и Василя б. аль-Аска’?». Он ответил: «Да…». Тогда они его спросили: «И ты не порицаешь произношение таких слов в день праздника?». Он ответил: «Нет…»”.

Ибн ‘Акыль приводит несколько хадисов про праздничные поздравления. Среди них такой, в котором Мухаммад б. Зийад говорит: “Я был вместе с Абу Умамой аль-Бахили и некоторыми другими сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Когда они возвращались с праздника, они говорили друг другу: «Такаббаля-Ллаху минна ва мин-ка!»”. Ахмад сказал, что у хадиса про Абу Умаму хорошая цепочка передатчиков».

 

Посещение друг друга по праздникам

 

 Обмен визитами является узаконенным в шариате поступком. Имеются сообщения, которые свидетельствуют о правомерности посещения людей в праздничный день. Передают, что ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала: «Ко мне пришел Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – а у меня сидели две невольницы, которые воспевали Бу’ас (день сражения между племенами Аус и Хазражд). [Посланник – мир ему и благословение Аллаха! –] лег в постель и отвернулся. Затем вошел Абу Бакр и обругал меня, сказав: “Свирель шайтана рядом с Пророком?!”. Тогда Посланник Аллаха повернулся к нему и сказал: “Оставь их!”». В версии Хишама также говорится, что он сказал: «О Абу Бакр, воистину, у каждого народа есть свой праздник, а это наш праздник» (аль-Бухари и Муслим).

Ибн Хаджар говорит в «аль-фатхе»: «Слова: “Затем пришел Абу Бакр…”, — а в версии Хишама“Затем ко мне вошел Абу Бакр…”, — как бы говорят о том, что он пришел к ней в гости, после того, как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – вошел в свой дом».

Также в «фатх уль-Бари» он цитирует утверждение, согласно которому смысл (хикма) того, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – для отправления на праздничную молитву и возвращения с неё выбирал разные дороги, заключается в том, что он тем самым посещал своих близких, как живых, так и мёртвых. И он не признаёт этот смысл недостоверным, как это он обычно делает с некоторыми другими трактовками скрытого смысла. То же самое написано в «’умдат уль-кари». Об этом там написано в примечаниях к хадису Джабира – да будет доволен им Аллах! – о том, что по праздникам Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – отправлялся на праздничную молитву и возвращался с неё разными путями.

 

Пение, развлечения и танцы по праздникам

 

Разрешается петь, веселиться и плясать по праздникам, согласно хадису, в котором говорится о том, что ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала:

«Ко мне пришел Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – а у меня сидели две невольницы, которые воспевали Бу’ас. [Посланник – мир ему и благословение Аллаха! –] лег в постель и отвернулся. Затем вошел Абу Бакр и обругал меня, сказав: “Свирель шайтана рядом с Пророком?!”. Тогда Посланник Аллаха повернулся к нему и сказал: “Оставь их!”, — и когда [Абу Бакр] отвлёкся я дала[девушкам] знак и они удалились.

То был праздничный день и негры играли щитами и копьями, [и я уже точно не припомню] то ли я попросила Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – то ли он сам спросил, не желаю ли я посмотреть, и я ответила “да”, в общем, он поставил меня позади себя, так что моя щека касалась его щеки, и сказал: “Продолжайте, сыны Арфада!”. А когда мне это наскучило, он спросил:“Достаточно?”. Я ответила, что да, и тогда он сказал: “Ну тогда иди!”» (аль-Бухари и Муслим).

Передают также, что Абу Хурейра – да будет доволен им Аллах! – сказал:«Как-то раз, когда эфиопы играли со своими копьями в присутствии Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – вошел ‘Умар б. аль-Хаттаб – да будет доволен им Аллах! – и [увидев это] наклонился, чтобы взять камешки, [взял их] и стал бросаться ими в них. Но Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал ему: “Оставь их, ‘Умар!”»(Муслим).

Передают также со слов Анаса«Однажды эфиопы танцевали перед Посланником Аллаха, – мир ему и благословение! – подпрыгивали и говорили: “Мухаммад праведный раб”. Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – спросил: “Что они говорят?”. Ему ответили: Они говорят: «Мухаммад праведный раб»» (Ахмад).

 

Посещение кладбища в праздничный день

 

На праздник желательно посетить могилы, поприветствовать тех, кто в них покоится, и обратиться к Аллаху с мольбой за них. Это подтверждается хадисом: «Ранее я запрещал вам посещать могилы, теперь можете посещать!» (Муслим). В другой версии этого хадиса также говорится: «… воистину, они напоминают о смерти!» (ан-Наса’и).

Это также подтверждается хадисом, который передаётся со слов Абу Хурайры: «Посещайте могилы, ибо поистине, они напоминают о смерти!» (Муслим).

Посещение кладбищ считали порицаемым Ибн Сирин, Ибрахим ан-Наха’и и аш-Шу’би.

[Слова о желательности посещения могил в день праздника не подкрепляются шариатскими доказательствами. Хадисы, которые приводятся после этих слов, являются общими и не указывают на предпочтительность и желательность посещения могил именно в день праздника. Говорится в фатве «Постоянного комитета исследований и фатв»: «Выделение времени посещения могил днями праздников является нововведением». А Аллах знает лучше. — примечание редактора сайта islamcivil.ru]

 

Поучение женщин

 

После праздничной молитвы желательно дать женщинам наставление, разъяснить им законоположения Ислама, напомнить им об их обязанностях и побудить их к раздаче милостыни. Для этого желательно отгородить женщин в отдельном месте. Всё это должно совершаться при условии, что будут исключена вероятность возникновения пагубных последствий и искушения.

Ибн Джурейдж говорит: «Однажды ‘Ата поведал мне, что слышал, как Джабир б. ‘Абдуллах – да будет доволен Аллах им и его отцом! – рассказывал: “В День разговения Пророк – мир ему и благословение Аллах! – встал, совершил праздничную молитву, а затем обратился к людям с проповедью. Закончив проповедь он спустился, подошел к женщинам и стал их увещевать. При этом он опирался на руку Билала, а Билал протянул свою одежду и женщины клали в неё милостыню”. Тогда я спросил (то есть, Ибн Джурейдж спросил ‘Ату): “Как ты думаешь, имам вправе так поступать и увещевать женщин?”. Он ответил: “Это их право, и что даёт им право не пользоваться этим правом?”».

Ибн Хаджар пишет в «аль-фатхе»: «Прямой смысл этой фразы говорит о том, что ‘Ата считал это обязательным. Поэтому ‘Ийад сказал: “Кроме него, никто так не утверждал”. Но ан-Навави полагает, что в этих словах говорится о желательности. Он также говорит: “Нет препятствий для того, чтобы увещевать женщин, если это не приводит к пагубным последствиям”.

 

 

Маусу’ату-ль-фикхийа аль-Кувейтийа

Перевод: Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос