29 апреля состоялась встреча, которую уже много раз назвали исторической. Встреча между руководством и представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями Ассоциации учёных ахлю-сунна в Дагестане. В этот день были произнесены слова и высказаны идеи, которые было невозможно услышать раньше. Выступавшие признавались, что не могли себе такого представить даже несколько часов назад.

Было видно, что организаторы маджлиса хорошо понимали, на какой шаг они идут. Так, муфтий Ахмад-Хаджи Абдуллаев, выступавший последним, назвал предыдущие выступления прекрасными и выразил сомнение в вере тех, кто с ними не согласен.

Темой встречи было объединение мусульман Дагестана. Объединение мусульман, относящихся к так называемому традиционному исламу, и мусульман, относящихся к так называемому нетрадиционному.

Представители Ассоциации учёных ахлю-сунна – все как один – говорили о том, что объединение должно на чём-то основываться и предлагали в качестве таких основ Коран в толковании всеми признанных муфассиров (Ат-Табари, Аль-Куртуби, Ибн Касир), и Сунну, собранную во всеми признаваемых сборниках (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим, кутубу ситта, Муснад имама Ахмада) в разъяснении всеми признаваемых учёных (Ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Аскалани), а также фикх и вероубеждение четырёх имамов – Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии и Ахмада. Представители ДУМД – все как один – с ними соглашались. В конце встречи была зачитана резолюция, в которой данные пункты были подкреплены письменно.

 

Комментарии выступлений и резолюции

 

Первым выступил руководитель Ассоциации учёных ахлю-сунна в Дагестане – Халил Рахман. Он обратился к присутствующим на арабском языке. Его речь касалась роли учёных в воспитании общества и их ответственности перед Всевышним Аллахом. Об учёных, в частности, о том, что все сложные и спорные вопросы необходимо решать именно им, много говорил и имам одной из мечетей Муххамад Ханафи. Также этот пункт прописан в резолюции: «Решение всех возникающих спорных вопросов путём обсуждения в научном диспуте, для чего создаётся совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон, собирающийся раз в месяц».

Это очень важный пункт, в доказательство на необходимость исполнения которого выступающие приводили множество аятов Корана и хадисов Сунны. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» (сура «Женщины», аят 83). Если бы вопросы, которые разделяют мусульман, решались не невеждами на улицах, а компетентными учёными людьми, пусть и имеющими по ним разные мнения, они смогли бы найти общее решение посредством языка науки, предоставления и рассмотрения научных доводов. Мухаммад Ханафи привёл слова имама Аш-Шафии: «Я не вёл диспут с учёным, кроме как выиграл в нём, и не вёл спор с невеждой, кроме как проиграл ему». У нас же подобные споры, как правило, ведут невежды с невеждами.

Основным тезисом выступавшего шейха Хамзы из Квонады было разъяснение основ, вокруг которых предлагается объединиться. Это, как уже было сказано выше, Коран и Сунна в толковании и разъяснении учёных, относительно авторитета которых нет никаких сомнений. Также практически все выступавшие говорили о необходимости следования за вероубеждением и фикхом четырёх имамов, относительно знаний которых сошлась Умма. Эти тезисы нашли своё отражение в первых трёх пунктах резолюции: «Полное следование аятам Корана. Следование Сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Опора на четырёх имамов этой уммы – Абу Ханифу, Малика, Аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля – в фикхе и их вероубеждениях».

Если этот пункт будет исполняться должным образом, то в нём найдётся решение всех проблем мусульман Дагестана. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьётесь с прямого пути – Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Малик, Аль-Хаким). У четырёх упомянутых имамов сложились правовые школы, которые вобрали в себя установки Корана и Сунны и относительно авторитетности которых едина Умма мусульман. И если каждый вопрос вероубеждения или фикха, вокруг которого возникают определённые проблемы, будет возращён к Корану, Сунне и бесспорным авторитетам, подобным четырём имамам, в ходе научных диспутов, в которых оппоненты понимают друг друга и говорят на языке науки, то мы, с помощью Аллаха, обязательно найдём решение всех наших проблем.

Другим важным тезисом выступавших, в частности, Камиля абу Султана, также вошедшим в резолюцию, было порицание оскорбления мусульман и особенно учёных. «Мясо учёных отравлено» – звучало с минбара. Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл аята): «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «Комнаты», аят 12). Все тезисы этого великого аята нашли своё отражение в резолюции: «Запретно поношение мусульманами друг друга согласно словам Аллаха: «Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами», сюда же включается и поношение учёных прежних и нынешнего времён, а также простых мусульман. Все участники собрания единодушно заявляют о запрещённости выслеживания и доносительства на мусульман, несмотря на приверженность различным направлениям религии, а также о том, что это является тяжким грехом».

Самым острым было выступление Абу Умара из Саситли, после не менее эмоционального и искреннего обращения Мухаммада-Наби. «Прежде чем начать сажать деревья в общем саду, нам надо избавиться от сорняков», — начал Абу Умар. Затем он в жёсткой форме покритиковал имеющиеся стереотипы и неуместные обобщения с обеих сторон и также, как и другие участники, призвал к решению вопросов на основе источников шариата в научном русле, оставив в прошлом интриги английских шпионов.

Последним выступил муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев, полностью поддержавший все предыдущие высказывания. Ахмад-Хаджи говорил о том, что, несмотря на все ошибки, которые были допущены за последнее время, без прошедших двадцати лет невозможно было прийти к такому чёткому пониманию необходимости единства мусульман Дагестана. Он предложил оставить слово «ваххабизм» в прошлом, и не принимать на себя то, что уже было сказано и написано за это время.

П.С. Особенно запомнились слова ведущего встречи – имама Джума-мечети Мухаммад-Расула Саадуева о том, что если мы сумеем объединиться, то «никаких третьих сил уже не будет. Потому что мы станем одной силой».

 

Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос