474

 

Этот период начался со смертью Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в 11 году хиджры и завершился в конце первого века хиджры. Он называется эпохой сподвижников, так как в это время именно сподвижники, находящиеся в статусе предводителей и авторитетов, обладали полномочиями выносить решения по правовым вопросам (фетва, иджтихад). Среди них были те, кто дожил до 90-х годов хиджры, как, например, Анас ибн Малик, который скончался в 93 году хиджры.

 

Этот период – период подробного толкования исламского законодательства. В это время началось извлечение решений по тем вопросам, относительно которых не было ясного ответа в священных текстах (в Коране и Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха). Наиболее авторитетные сподвижники сосредоточили в себе множество мнений по поводу толкования тех текстов Корана и Сунны, в которых описывается какая-то норма шариата. Таким образом, данные сподвижники заложили основы иджтихада и истинбата (истинбат – излечение решений по частным вопросам из общих текстов Корана и Сунны).

 

Начало возникновения шариата – время правления Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он оставил для мусульман закон, состоящий из текстов Корана и Сунны. Не каждый мусульманин мог понять их. Большинство мусульман усваивало эти тексты только при помощи тех, кто знал Коран и Сунну лучше, чем основная масса.

 

Канонические тексты не были полностью распространены. В начальный период Коран был записан в свитках, находившихся в доме Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и жилищах некоторых сподвижников. Сунна вообще не фиксировалась письменно. Коран и Сунна ясно давали решения по тем событиям и проблемам, которые происходили непосредственно во время формирования шариата, но не объясняли явно, как поступать в вопросах, которые предположительно могут возникнуть в будущем. Ввиду этих причин наиболее знающие и авторитетные из сподвижников решили, что на них лежит обязанность разъяснять мусульманам аяты Корана и тексты Сунны, обязанность выносить решения по тем людским вопросам, относительно которых нет ясного аята, или хадиса. В этот период именно эти сподвижники обладали полномочиями издавать фетвы. Они заслужили это право благодаря своим отличительным качествам, выучив Коран от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, став свидетелями причин ниспослания определенных аятов Корана, передавая хадисы, которые они услышали от Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Этими сподвижниками были: Абу Бакр Ас-Сидик, Умар ибн аль Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Зайд ибн Сабит, Убай ибн Ка’б, Абдулла ибн Умар, Аиша – в Медине; Абдулла ибн Аббас, Абдулла ибн Мас’уд – в Куфе; Анас ибн Малик и Абу Муса аль Ашари – в Басре; Муаз ибн Джабаль и Убада ибн Самит – в Шаме; Абудулла ибн Амр ибн аль Ас – в Египте.

 

В начальный период основной костяк сподвижников проживал в Медине. Затем, по мере расширения исламского государства, они разъехались по разным регионам Халифата. Таким образом, в начале, решение по определенным вопросам выносилось на основе всеобщего иджтихада. После – на основе иджтихада отдельного сподвижника.

 

 

Источники права

 

 

Наряду с такими фундаментальными источниками права, как Коран и Сунна, в этот период появился еще один источник – иджтихад сподвижника. Когда возникал какой-либо вопрос, сподвижники сначала искали ответ на него в Коране, если там не было ясного ответа, они искали решение в хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Если же и там не удавалось найти указание, то сподвижники выносили свое решение, основываясь на аятах Корана и хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха, относительно случаев, похожих на проблему, которую нужно было решить.

 

В этот период суры из Корана были собраны в единую книгу. То есть, Коран приобрел такой облик, который мы видим и по сей день. До этого события суры Книги Аллаха были записаны на различных свитках, хотя сподвижники знали все суры Корана наизусть. Таким образом, заучивание Корана наизусть стало еще более легким для любого мусульманина, где бы он не находился. Хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, все еще не фиксировались письменно, потому что была опасность того, что хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, начнут путать с аятами Корана.

 

 

Заключение

 

 

Читая, даже эту короткую историческую сводку, мы можем увидеть какое высокое положение в Исламе занимают сподвижники. Они помогали этой религии не только во время жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, но и после его смерти, сохранив и передав людям правильное толкование аятов Священного Корана, хадисов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Эти люди показали, как правильно применять аяты и хадисы в жизненных ситуациях и развили исламскую научную мысль, обеспечив дальнейший прогресс Шариата. Сегодня на нас лежит обязанность защищать честь сподвижников от оскорблений со стороны различных сектантов, невежд и нечестивцев. Каждый правоверный мусульманин должен понимать, что оскорбление и упрек в адрес сподвижников – это оскорбление и упрек в адрес Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и Самого Всевышнего Аллаха, да убережет нас Аллах от таких действий!

 

 

Нуруддин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос