Ислам – это единобожие

АллахМногие люди искренне полагают, что мировоззрение человека по праву продиктовано ему контекстом, в котором он существует, а смена религии воспринимается ими не иначе, как предательство.

В этой, безусловно, ничтожной для такой важной темы статье, мы попытаемся изложить некоторые тезисы последнего откровения Всевышнего, направленного ко всем людям до Судного дня, и ответить на вопрос о том, к кому на самом деле был послан Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).

 

Голос разума


Ислам бескомпромиссен по отношению к истине. Наделив человека разумом, Всевышний Аллах призывает людей к здравой логике: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”» (сура «Муравьи», аят 64); «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» (сура «Звезда», аят 28); «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «Ночной перенос», аят 36).

Ислам не признаёт двух истин, противоположных друг другу: «Что может быть за истиной, кроме заблуждения?» (сура «Юнус», аят 32). В поисках смысла жизни человек обязан руководствоваться голосом разума. Согласно шариату мировоззренческая база может быть построена только на основе ясных доказательств. Обращаясь к типу людей, для которых «бытие определяет сознание», Аллах говорит: «Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», – они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чём застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем?» (сура «Корова», аят 170).

 

Ислам ведёт к Раю

 

Ислам не является религией кавказцев или азиатов, арабов или африканцев. А Всевышний Аллах не является Господом только мусульман. Ислам – это религия Единственного Бога, который является Богом всех людей от Адама (мир ему) до Судного дня. Аллах говорит: «Аллах – Тот, Кто сотворил для вас землю местом пребывания, а небо – кровлей. Он придал вам облик и сделал ваш облик прекрасным. Он наделил вас благами. Таков Аллах, ваш Господь. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Верующие», аят 64). Аллах также сказал: «Воистину, религией у Аллаха является ислам» (сура «Семейство Имрана», аят 19).

На протяжении истории человечества Всевышний Аллах отправлял к людям посланников, возвращавших человеческие сообщества к Единобожию, от которого они отклонялись по прошествии времени после предыдущих пророчеств. Идеологические установки, с которыми приходили посланники Аллаха, были едиными. Правовые положения – напротив – могли меняться в зависимости от стадии развития человеческого общества. Аллах говорит: «Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)» (сура «Высочайший», аяты 18-19).

Таким образом, согласно исламу земная жизнь является испытанием, после которого каждого человека ждёт справедливый расчёт Судного дня: «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура «Землетрясение», аяты 6-8).

Согласно Корану, ислам – это единственный путь, которым доволен Всевышний Аллах и который ведёт человека в Рай. Аллах говорит: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура «Семейство Имрана», аят 85).

 

Ислам наполняет жизнь смыслом


Главными ценностями для большинства современных людей являются имущество и власть. Их наличие или отсутствие диктуют сегодня характер отношений между людьми и определяют значимость человека в обществе. Аллах говорит: «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами…» (сура «Семейство Имрана», аят 14). Несправедливое распределение «главного в жизни» обессмысливает существование тех, кто много трудится и мало имеет. Им кажется, что жизнь проходит мимо, и они не принимают в ней должного участия.

Ислам устанавливает иные приоритеты. Главные устремления мусульманина – довольство Всевышнего и Рай. Вопреки устоявшимся стереотипам, такой расклад способствует социальной активности человека, потому как, согласно шариату, эти цели могут быть достигнуты только через созидание и подчинение закону. Перечислив некоторые райские блага, Всевышний Аллах говорит: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (сура «Обвешивающие», аят 26). В чём же должны состязаться мусульмане, чтобы достичь довольства Всевышнего и райских благ? Обратимся с этим вопросом непосредственно к Корану.

Аллах говорит: «Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады» (сура «Башни», аят 11). Вера и праведные деяния являются залогом успеха человека в этом и вечном мирах.

Что касается веры, она состоит в признании Всевышнего Аллаха, Его абсолютных качеств и Его господства над окружающим миром с полным подчинением Ему. Аллах говорит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «Совет», аят 11); «Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звезды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура «Преграды», аят 54); «Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мёртвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» (сура «Юнус», аят 31).

«Праведные деяния» относятся ко всем сферам человеческой активности, которую можно разделить на две части: отношения человека со Всевышним и отношения человека с другими людьми и обществом.

Отношения человека со Всевышним – это категория действий, не имеющая полного рационального объяснения, являющаяся высшей формой подчинения Всевышнему Аллаху. Сюда относятся такие институты поклонения Всевышнему, как салят (намаз, ежедневная пятикратная молитва), закят (ежегодный налог в пользу бедных), саум (ежегодный месячный пост), хадж (паломничество к Каабе, обязательное один раз в жизни) и некоторые другие. Всевышний Аллах говорит: «Совершайте намаз и выплачивайте закят. Все то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110).

«Праведные деяния», выражающие отношения между людьми, – это проявление заботы об окружающих, помощь в решении проблем, щедрость, мягкость, поддержание добрососедских отношений, родственных связей… Аллах говорит: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и тем, кто вам принадлежит. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (сура «Женщина», аяты 36, 37).

«Праведные деяния», выражающие общественные отношения, касаются брачных, торгово-финансовых, государственных и других отношений. Различные акты и сделки могут быть «праведными деяниями», вызывающими довольство Всевышнего и приближающими к Раю, если мусульманин заключает их, подчиняясь Аллаху, соблюдая условия и требования шариата. Всевышний Аллах говорит: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275). Шариат запрещает кредитные операции, связанные с ссудным процентом, и разрешает, к примеру, инвестирование с оговоренными долями прибыли инвестора и предпринимателя. Если партнёры сознательно подчиняются требованиям шариата, избегая запретного, то заключение дозволенных сделок будет поклонением Всевышнему Аллаху, ведущим к Его довольству и награде.

Наряду с количеством, ислам придаёт большое значение качеству «праведных деяний». Для того чтобы деяние человека было угодным Всевышнему, оно, согласно исламу, должно отвечать двум главным условиям: 1) искренность (желание достичь довольства Аллаха и Его награды), 2) соответствие шариату (шариат оценивает действия человека по пятибалльной шкале: обязательные, желательные, дозволенные, нежелательные и запретные; поклонением Аллаху могут быть обязательные, желательные и дозволенные действия).

Если относительно количества «праведных деяний» обладатели имущества и влияния имеют некоторое преимущество перед малоимущими, то относительно искренности, которая имеет различные степени, равны все. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах Всеблагой и Всевышний запишет у Себя совершение целого доброго дела; если же человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел» (Аль-Бухари, Муслим). Известный исламский учёный Абдулла ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькое дело посредством намерения становится великим, как посредством намерения большие дела становятся ничтожными». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради лика Аллаха, и даже за то, что (играючи) положишь в рот своей жене» (Аль-Бухари, Муслим).

Таким образом, ислам даёт человеку возможность приобщиться к самому ценному из того, что есть в этой жизни – к поклонению Всевышнему Аллаху. Малик ибн Динар сказал: «Ушли обитатели этого мира, не познав наилучшего в нём». Его спросили: «Что же это, о Абу Яхья?» Он ответил: «Познание Всевышнего Аллаха».

Ислам позволяет любому человеку при меньших возможностях «сделать» больше других. Всевышний Аллах говорит: «Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах» (сура «Корова», аят 148). Богатые и бедные, сильные и слабые, независимо от цвета кожи, национальности, пола, возраста, прошлого… могут присоединиться к этому самому важному в жизни соревнованию. И да поможет нам Аллах.

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *