Душа человека имеет великое положение и большую важность, по причине чего огромное значение имеет проявление усердия на пути очищения и воспитания этой души для достижения истинного успеха и спасения от наказания, как сказал Аллах, свят Он и Велик:

«Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто утаил ее [ввел в заблуждение].» (Сура Аш-Шамс, 9-10).

Т.е. пренебрег ею, погрязнув в грехах и оставив повиновение Аллаху. При этом под очищением души понимается очищение от всего низменного и скверного.

И обязательно для очищения души — знание сути этой души и ее качеств, для облегчения заботы о ней и излечения от недугов постигающих ее.

Аллах описал душу в Его почтенной книге тремя качествами:

-Душа обретшая покой: это которая утешается посредством веры, поминания Аллаха и поклонения Ему.

«Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (13:28). «О обретшая покой душа! Вернись к своему Господу удовлетворенной и снискавшей довольство!» (89:27-28)

-Душа попрекающая: это душа которая попрекает её обладателя за совершенную ошибку, за упущение в обязательном или за халатность в повиновений Аллаху, как сказал Всевышний в суре Аль-Кийама:

«Клянусь душой попрекающей!»

-Душа повелевающая зло: это душа, которая побуждает её обладателя к совершению запретного, ведёт к местам рождения порицаемого и к порочным местам, подталкивает к мерзкому и дурным поступкам, как пришло в суре Йусуф:

«Я не оправдываю себя, ведь душа человека повелевает зло, если только мой Господь не проявит к ней милосердия»

Эти три качества — это состояния непосредственно связанные с душой и эти состояния сменяются с учетом того, что постигает душу.

Как Ибн Аль-Каййим описывая душу сказал:

«Поистине, душа по своей природе невежественная и несправедливая. Эти её качества приводят к тому, что от неё исходят всякие мерзкие слова и действия. Кто обладает такими качества как невежество и несправедливость, в отношении такого мало надежды, что он исправится и обретет прямоту. Поэтому нужно приложить усилия, приобретая полезное знание, которое поможет избавить душу от невежества. А также нужно совершать праведное деяние, которое выведет душу из несправедливости. Но даже несмотря на это, невежество души больше, чем её знание, а её несправедливость больше, чем справедливость. А раз душа такова, человек должен устремиться к Создателю этой души за защитой от неё, чтобы Он дал ей богобоязненность и чистоту».

Это и есть одна из самых великих дверей для очищения души, и кто познал, что благочестие его души, её очищение и правильность находятся у Аллаха, тот устремится к Нему и придет к Его двери, упорствуя в мольбе к Нему, с надеждой и сильным желанием, чтобы получить от Него очищение своей души, её спасение и успех в этом мире и в ахирате.

«И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает» (24:21).

Как часто говорил Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в его мольбе:

«О Аллах, даруй душе моей благочестие и очисти её, (ведь) Ты — лучший из очищающих её, Ты — её Покровитель и Владыка!» («Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1286).

Тем, посредством чего очищается душа так же является священный Коран, книга, которая является истоком очищения: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих» (10:57). «Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него» (2:121).

Чтение Корана надлежащим образом бывает посредством его чтения, заучивания, понимания его, размышления над ним, действия соответсвенно ему, как это растолковали сподвижники и их последователи.

Как сказал Аль-Фудайль ибн Ийяд «Поистине Коран был ниспослан, чтобы действовали соответственно ему, но люди взяли его чтение действием».

Следование за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и движение по его твердому пути является еще одним истоком очищения, и не возможно достичь этого без того с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Аллах, свят Он и велик:

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164), «Очищает их» – т.е. повелевает им совершать благое и запрещает им неодобряемое, дабы они очистили свои души от скверны и грязи, которая окутала их во времена их невежества и пантеизма.

И каждый нуждается в закрытый тех входов, которые интригуют душу для совершения плохого и пачкают её.

В Сунне для нас приведен пример, который разъясняет нам опасность проникновения раба в то посредством чего он утрачивает свою религию, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах привёл примером прямую дорогу, по сторонам от дороги находятся две стены в которых открытые двери, а на дверях распущенные завесы, в начале дороги находится призывающий, который говорит: «О люди, держитесь дороги и не отклоняйтесь», а над дорогой другой призывающий, который говорит каждый раз как видит что раб желает открыть что-то из этой двери: «Горе тебе, не открывай её, если ты откроешь её, то прибегнешь к ней (т.е. не сможешь удержать свою душу от входа). Дорога — это Ислам, стены — это ограничения Всевышнего Аллаха, открытые двери — это запреты Всевышнего Аллаха, призывающий в начале дороги — это Книга Аллаха, свят Он и велик, а призывающий над дорогой — это назидатель Аллаха в сердце каждого верующего», и сказал Всевышний в суре Аль-Бакара: «Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним» (2:187).

Из оставления приближения к этим ограничениям так же является, оставление верующим того, что его не касается из излишеств в речи и взора.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Одним из признаков) хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается».

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Смысл этого хадиса заключается в том, что лучший Ислам у того, кто оставил все дела и слова, которые его не касаются». См. «Джамиуль-‘улюми валь-хикам» (175).

Ибн Аль-Каййим сказал: «Поистине большинство ослушаний вырождаются от излишества речи и взора, они самые широкие из входов для Щайтана, и эти два органа не наполняются и не скучают».

Однажды, наставляя одного человека, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал ему:

«Не вмешивайся в то, что тебя не касается; избегай своего врага; и остерегайся иметь приближенным другом кого-либо, кроме правдивого (аль-амин). А правдивый – это только тот, кто боится Аллаха. И не будь другом для грешника, чтобы ты не обучился от него его порокам, и не рассказывай ему своих секретов, и советуйся в своих делах только с теми, кто боится Аллаха», Малик в «аль-Муваттаъ» (1784).

Поэтому необходимо выбирать себе товарищей, которые будут помогать в добродетели, они являются одной из больших причин очищения его души и её непорочности, так же необходимо остерегаться общения с плохими и товарищества с порочными, они опаснее паразитов. И сказал Всевышний в суре Аль-Кахф: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными».

Одним из правил для очищения души является вспоминание смерти и отчета в день суда, как сказал Аллах, свят Он и велик:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.»(59:18).

«То есть: «Давайте себе отчет в своих делах, прежде чем его потребуют от вас. Посмотрите, какие благие дела вы припасли себе на День, когда вы воскресните и предстанете пред вашим Господом». (Тафсир Ибн Касир).

Поистине основой воспитания души является в первую очередь очищение её от пороков, ослушания Господу и грехов, затем уже украшение её высокими качествами и хорошими поступками, как сказал Всевышний Аллах в суре Ат-Тауба: «Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их.», указав сначала очищение от плохих дел прежде возвышения, путем украшения добродетелями.

Так же борьба с восхищением собой и самообольщением занимает большое положение в борьбе с душой, по причине чего Всевышний сказал: «Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен» (53:32).

Образ раба Аллаха, душа которого избавлена от самообольщения, хорошо описал Ибн Аль-Каййим: «Знай, что когда нога раба утвердилась на состоянии повиновения (аль-ихбат), тогда его устремленность повышается, его душа возвышается над такими вещами, как похвала и порицание. Он не испытывает ликования, видя похвалу людей в свой адрес, и не печалится, видя порицание. Это является качеством людей, которые вышли из-под влияния своей души (нафса). Эти люди уже готовы раствориться в служении Всевышнему Аллаху. Сердце этих людей освещено светом имен и атрибутов Всевышнего Аллаха. Сердце этих людей почувствовало сладость веры и убежденности. Если человек находится под влиянием похвалы или порицания людей, это является признаком того, что его сердце отрезано от Всевышнего Аллаха. Это сердце не почувствовало духа любви и познания Всевышнего Аллаха. Оно не вкусило сладость связи со Всевышним Аллахом!».

Прекрасным примером борьбы с душой и проявления терпения и стойкости на этом пути, для достижения самой большой цели нашей жизни — довольства Аллаха, является пример приведенный Ибн Аль-Каййимом:

«Нафс (душа) подобен высокой горе, которая преградила путь к Аллаху. Каждый идущий по пути непременно упирается в эту гору. Но среди людей есть такие, кому очень сложно преодолеть эту гору, а есть такие, для кого это оказывается легким. И легко то, что облегчит Аллах! На этой горе есть долины и ущелья, есть перевалы и пропасти, есть колючки и терновник, есть разбойники, которые преграждают путь идущим, особенно тем, кто идёт по пути ночью. Если с человеком нет провизии в виде веры (имана), нет светильников убежденности (йакъина), которые зажигаются от масла повиновения, то он привязывается к этим преградам, они останавливают его, вставая между ними и следованием по прямому пути. Поистине, большинство идущих возвращается назад, видя, что они неспособны преодолеть эту преграду. Шайтан находится на вершине этой горы, предостерегая людей от того, чтобы они взбирались на неё, и пугая их. И убережен лишь тот, кого уберег Аллах! Чем выше путник взбирается по горе, тем сильнее кричит тот, кто желает его остановить! Но когда человек достигает вершины, все страхи превращаются в безопасность, а все препятствия исчезают. Он видит перед собой широкую дорогу, ведущую к привалам и источникам пресной воды. На этой дороге уже есть указатели, указывающие правильный путь. На ней есть удобные привалы, который приготовил для идущих Милостивый Аллах!».

Мы просим Аллаха посредством Его прекрасных имён и Его великих атрибутов, чтобы Он привел в порядок нашу религию, которая служит защитой наших дел, и привел для нас в порядок мир этот, в котором мы живем, и привел для нас в порядок мир вечный, куда мы вернемся, и сделал так, чтобы жизнь добавляла нам всякого блага, а смерть сделал отдохновением от всякого зла!

О Аллах, даруй нашим душам боязнь перед Тобой, и очисти их, ведь Ты лучший из очищающих, Ты их покровитель и владыка.

Расул Исалаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос