Во время последней войны палестинцев с израильскими оккупантами, а также после её завершения, некоторые люди и группы нередко поднимали в исламском обществе вопросы, связанные с высказываниями или поступками палестинцев.

Один из таких вопросов касается высказываний лидера Хамас Яхьи Синвара, который недавно погиб в боях с израильской армией. В некоторых своих выступлениях он положительно отзывался о ливанской группировке «Хезболла» (шииты), Иране и армии бывшего президента Сирии Башара Асада. Для некоторых это вполне обоснованный повод для сомнений: «Как можно поддерживать лидеров Хамас и палестинское сопротивление, если они хвалят шиитов и алавитов?» Для других – выгодный предлог для углубления разногласий среди мусульман.

Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте вспомним, что одной из незыблемых основ исламского вероубеждения является доброе мнение о мусульманах. По умолчанию каждый мусульманин считается добропорядочным и непричастным к тем грехам, которые ему приписывают. Если до нас доходит информация о его внешне неправильных поступках, наша первая обязанность – найти оправдание его словам и действиям, пытаясь дать им благоприятное объяснение. Разумеется, это не относится к ситуациям, когда человек прямо говорит о своих убеждениях и намерениях. В таком случае отрицать очевидное бессмысленно и неправильно. 

Также давайте помнить, что слова и действия любого человека можно разделить на две условные категории: те, которые он хочет сделать, и те, которые ему нужно сделать. В первом случае – это его личный выбор, а во втором – необходимость.

Отталкиваясь от этих принципов, давайте попробуем разобраться в словах и действиях Яхьи Синвара и других палестинских лидеров, которым также предъявляют подобные обвинения. Синвар – мусульманин-суннит, сражавшийся с врагом на поле боя и отдавший свою жизнь на пути Аллаха. По умолчанию его слова и поступки должны восприниматься нами как правильные. Всё, что от него исходит мы должны стараться объяснить в верном ключе, поскольку подобного отношения к мусульманам от нас требует ислам.

Яхья Синвар и другие лидеры Хамас сражались за свободу своей земли (которая является частью исламского мира), пытаясь изгнать израильских оккупантов всеми доступными средствами. Они делали и делают для этого всё, что в их силах, но так как силы не равны, сопротивление постоянно испытывает сложности с вооружением и финансами. К сожалению, суннитские государства в регионе практически ничем не помогают палестинскому сопротивлению по тем или иным причинам. Готовность помогать оружием и финансами выразили только шиитские силы в лице Ирана, «Хезболлы» или хуситов в Йемене, время от времени запускающих по Израилю свои ракеты.

Палестинцы с радостью приняли бы помощь от своих братьев арабов-суннитов, но другого выбора, кроме как согласиться на иранскую помощь, у них в сложившейся ситуации не остаётся. Но можно ли мусульманам прибегать к военной помощи врагов при необходимости? Исламские учёные единогласны в том, что мусульманам при необходимости можно прибегать даже к помощи немусульман, не говоря уже о различных исламских течениях (при всех их заблуждениях). Значит, согласно исламу от шиитов можно принимать военную помощь. Возможно, в сложившейся ситуации с точки зрения ислама это будет даже обязательным. Поэтому утверждения о том, что принимать помощь шиитов нельзя, несостоятельны, а те, кто умалчивает в об этом в контексте обвинений в адрес палестинского сопротивления, скорее всего, делает это намеренно.

Другой вопрос: если получить оружие от братьев суннитов невозможно, и приходится обращаться к шиитам, можно ли поддерживать с ними внешне дружелюбные и братские отношения, чтобы военная и финансовая помощь не прекращалась? Здесь давайте вспомним о двух наших подходах. Если мы по-прежнему продолжаем придерживаться принципа доброго мнения о мусульманах, и понимаем, что иногда приходится делать то, что необходимо, а не то, что хотелось бы, то дружелюбие палестинских лидеров в адрес шиитских сил легко объяснить. У палестинцев нет другого выбора и, несмотря на внутреннее несогласие с шиитскими убеждениями, они вынуждены идти на подобные «жертвы». Им приходится улыбаться тем, кому не хочется улыбаться, потому что на одной чаше весов их улыбка, а на другой – продолжение палестинского сопротивления.

Наверняка, вам знакома история сподвижника Абдуллаха ибн Хузафа ас-Сахми, да будет доволен им Аллах, который поцеловал голову одного из тиранов, чтобы освободить пленных мусульман, которых тот захватил и убивал. В результате этой «жертвы» были спасены жизни мусульман, которые ожидали неминуемой смерти. Передаётся, что узнав о прибытии в Медину уцелевшего отряда сподвижников и об истории, случившейся с Абдуллахом ас-Сахми, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, лично поцеловал его голову и сказал, что так следует поступить и остальным.

Если просто спросить: “Что ты думаешь о человеке, который поцеловал голову тирана?”, многие, не зная всей истории, скорее всего выскажут упрек в его адрес.

Также не стоит забывать, все мусульмане – люди, а людям свойственно ошибаться. Яхья Синвар, да помилует его Аллах, и другие лидеры Хамас хоть и герои, на деле доказавшие свой героизм, но всё же обычные люди, которые не защищены от ошибок. Они делают для освобождения Палестины то, на что не решается ни один из тех, кто подвергает сомнению их слова и поступки. Поэтому все их возможные ошибки меркнут на фоне героизма, который они ежедневно проявляют.

Исламские учёные говорят, что одной из главных причин возникновения и распространения язычества (ширк) является плохое мнение об Аллахе. Когда человек начинает думать, что Аллах не простит его, не примет его мольбы, что для обращения к Создателю обязательно нужны заступники, это означает, что он плохое думает об Аллахе и неправильно понимает суть божественной милости. В конечном итоге многих это приводит к ширку.

Точно также, как плохое мнение об Аллахе приводит к самого большому греху, плохое мнение о мусульманах приводит исламскую умму к самой большой проблеме для её единства и целостности – расколу. Когда нарушается незыблемый принцип доброго мнения о мусульманах, это ослабляет исламское общество, провоцирует вражду разобщённость среди мусульман.

Сегодня, когда исламская умма переживает сложные времена, но подаёт признаки скорого возрождения, особенно важно помнить, что мусульманин мусульманину – брат, которого он не предаёт, не обманывает, о котором не думает плохо и которого не бросает в беде. Больше всего враги ислама хотят, чтобы мусульмане были разрознены, обвиняли друга друга в тяжких грехах и держались как можно дальше от причин объединения. Если мы будем поддаваться их манипуляциям, то лишь задержим процесс возрождения исламской уммы, который идёт очень стремительно.

Умар Бота-Хаджи [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос