Summer Wallpaper

 

1. Соблюдение поста в месяц Мухаррам является желательным. Пост в этот месяц является наиболее предпочтительным после поста в месяц Рамадан. Доказательством на это являются слова Посланника Аллаха (ﷺ): «Наиболее предпочтительным является намаз, совершаемый глубокой ночью, а наиболее предпочтительный пост после поста в месяц Рамадан – пост в месяц Мухаррам» (хадис передал Муслим от Абу Хурейры).

Таким образом, обычный добровольный пост является наиболее предпочтительным в месяц Мухаррам, так же как наиболее предпочтительным намазом после обязательных является выстаивание ночи.

 

2. Наиболее предпочтительным днём месяца Мухаррам является день Ашура, который приходится на десятый день мясяца. Затем после него идёт Тасу’а, который приходится на девятый день месяца.

Пост в день Ашура является искуплением грехов прошлого года, как это достоверно передаётся от Посланника Аллаха (ﷺ).

Желательно объединить пост в день Тасу’а и пост день Ашура, как на это указывает хадис Ибн Аббаса от Пророка (ﷺ): «Если я останусь жив до следующего года, то непременно буду поститься девятого и десятого числа». Этот хадис в качестве аргумента приводил имам Ахмад.

При этом не является нежелательным поститься только в десятый день.

 

3. Имам Ахмад сказал: «Если для человека не будет ясным начало месяца, то ему следует поститься три дня».

То есть в таком случае, чтобы быть уверенным в том, ты что застал день Ашура и обрёл его достоинство, следует поститься девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца Мухаррам.

Это подходит тем, кто задаёт связанные с этим вопросы в наши дни по причине различия дня наступления месяца Мухаррам в разных странах.

 

4. Наши правоведы (то есть ханбалиты. – прим islamcivil.ru) сказали: «В день Ашура следует увеличить расходы на содержание семьи».

Ибн Мансур спросил имама Ахмада: «Слышал ли ты о хадисе: “Кто увеличит расходы на семью в день Ашура, тому Аллах увеличит удел на протяжении всего года”?» Имам Ахмад ответил: «Да, Суфьян ибн Уейна передал от Джа’фара аль-Ахмара от Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира, который был одним из лучших людей своего времени, что до него дошло, что тому, кто увеличит расходы на  свою семью в день Ашура, Аллах увеличит удел на протяжении всего года».

Суфьян ибн Уейна говорил: «Мы практиковали это на протяжении пятидесяти или шестидесяти лет и нашли в этом только благо».

Также упоминается от Джабира (да будет доволен им Аллах): «Мы практиковали это и увидели, что так и есть».

Абу аз-Зубейр сказал то же самое.

Шу’ба сказал то же самое.

Яхья ибн Саид сказал: «Мы практиковали это и увидели, что это истина».

Я (то есть шейх Мухаммад Абдульвахид. – прим. Islamcivil.ru) говорю: я практиковал это годами и увидел в этом благо, и также мне сказали об этом некоторые мои шейхи, которые тоже это практиковали.

 

 

 

Шейх Мухаммад Абдульвахид аль-Азхари

Перевод: Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Примечание переводчика

 

Хадис об увеличении расходов на семью в день Ашура, о котором имам Ахмад (рахимахуЛлах) сказал, что он «является ничем», — это хадис, цепочка которого восходит к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Он не передаётся от пророка (мир ему и благословение Аллаха) по достоверной цепочке передатчиков. Он передаётся многими путями, все они являются слабыми и по мнению большинства учёных не усиливают друг друга. Хоть некоторые и сказали, что усиливают.

Но в статье выше не говорится об этом хадисе и отсылка идёт не к нему. Статья выше написана современным ханбалитским шейхом, который в одном из пунктов говорит, что желательность увеличения расходов на семью утверждается в книгах ханбалитского мазхаба ханбалитскими учёными. К слову это утверждается поздними учёными всех четырёх мазхабов, а не только ханбалитского. Опора в статье шейха идёт не на слабый хадис, который имам Ахмад назвал «ничем». В статье приводится ривая от имама Ахмада, в которой ему задаёт вопрос Саид ибн Мансур (рахимахуЛлах), и в ответ имам Ахмад приводит асар от саляфов и табиина, упоминая Суфьяна ибн Уейну (рахимахуЛлах), который говорит, что практиковал это. Это является достоверным.

Поэтому имам Ибн Раджаб (рахимахуЛлах), говоря о том, что передаётся относительно дня Ашура, пишет в своей книге «Лятаифу ль-маариф»: «Всё, что передаётся о достоинстве сурьмы, окрашивания и купания в день Ашура – всё это является вымышленным и недостоверным». Затем Ибн Раджаб говорит отдельно: «Что же касается расходования на семью…», — после чего передаёт хадис от Харба, о котором имам Ахмад говорит, что он «не является ничем». Затем Ибн Раджаб передаёт риваю Ибн Мансура, упомянутую в статье, после чего говорит: «А в словах Харба о том, что имам посчитал хадис “ничем”, он имел в виду хадис, передающийся по цепочке передатчиков, восходящей до пророка (мир ему и благословение Аллаха), его иснад является недостоверным». Затем Ибн Раджаб говорит, что хадис передаётся от пророка (мир ему и благословение Аллаха) многочисленными путями, и все они являются недостоверными. См. «Лятаифу ль-маариф», стр. 137, 138.

Таким образом, ханбалитские учёные утверждают желательность увеличения расходования на семью в день Ашура (данный вопрос упоминают Ибн Муфлих, Аль-Бухути и другие более ранние учёные мазхаба, рахимахумуЛлах), основываясь на приведённый асар от Саида ибн Мансура от имама Ахмада, а также на практике некоторых саляфов, вместе с которой существует много слабых передач хадиса с данным смыслом. По их мнению это указывает на то, что у данной нормы есть основа. Поэтому утверждение подобной практики можно встретить и среди саляфов, и в классических книгах правоведов, и в некоторых фатвах современных учёных.

Есть другой подход: ничего от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно не передаётся, многочисленные слабые и вымышленные цепочки передатчиков хадиса друг друга не усиливают, практика кого-то из саляфов доводом в религии не является, и последующие учёные мазхабов ошиблись, утвердив эту желательность.

Шейху ль-ислам Ибн Таймийя (рахимахуЛлах) говорит: «…Что же касается остальных дел [то есть помимо поста. – прим. Абдульму’мин], как, например, приобретение провизии свыше обычного, будь это зерно или что-то другое; обновление одежды, увеличение содержания, покупка в этот день продуктов на год; совершение какого-либо особенного поклонения, как, например, специального намаза по случаю этого дня; принесение жертвы, приуроченное к этому дню; хранение мяса жертвенных животных для его приготовления вместе с зерном, использование сурьмы, окрашивание, купание, встречи, визиты, посещение мечетей, собраний и т.п. – то всё это относится к отвергаемым нововведениям, которые не были Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его праведных халифов. Их не посчитал желательными никто из имамов мусульман: ни Малик, ни Ас-Саври, ни Лейс ибн Са’д, ни Абу Ханифа, ни Аль-Авзаи, ни Аш-Шафии, ни Ахмад ибн Ханбал, ни Исхак ибн Рахавейх, ни подобные им из имамов мусульман и учёных мусульман. Хоть некоторые из поздних последователей имамов и утверждали некоторые из перечисленных вещей и привели на это хадисы и асары, сказав, что некоторые из них являются достоверными. Они ошиблись в этом без сомнения…»

Затем Ибн Таймийя говорит, что самое сильное, что есть у них – это асар от Ибрахима ибн Мухаммада ибн аль-Мунташира от его отца. Ибрахим был из Куфы и не упомянул, от кого пришло это сообщение и от кого оно дошло до них. Возможно, говорит Ибн Таймийя, это сказали нововведенцы, которые ненавидели Али и его сподвижников, и тем самым решили противостоять рафидитам своей ложью, отвергая скверное скверным, нововведение нововведением.

Далее Ибн Таймийя говорит, что слова Ибн Уейны также не являются доводом.

Ибн Муфлих, являющийся учеником Ибн Таймийи, упоминает эти слова своего шейха после того как привёл то, сказано в статье.

Эти слова и аргументацию Ибн Теймийи приводят и многие современные салафитские шейхи, как Ибн Баз и другие (рахимахуЛлах).

Аллах знает обо всём лучше.

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос