Об исламе Абу Суфьяна, да будет доволен им Аллах

МечетьКаждый мусульманин, интересующийся историей религии, наверняка так или иначе задумывался над вопросом: действительно ли уверовал Абу Суфьян в Аллаха. Ведь этот человек столько лет боролся против Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и, приняв Ислам во время открытия Мекки, по сути, просто был вынужден это сделать. Ниже следует небольшое исследование на эту тему.

Пожалуй, Абу Суфьян не нуждается в особом представлении. Будучи одним из основных противников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он занимает в истории ислама видное место. Увы, во многом негативное. Однако, старания против Ислама были тщетны, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, завершил возложенную на него миссию. К тому же Абу Суфьяну суждено было самому в конце концов стать мусульманином, что часто воспринимается несколько неоднозначно, учитывая его “достижения” в борьбе против ислама и мусульман.

Основная часть обвинений в адрес Абу Суфьяна, как не трудно догадаться, идет со стороны шиитов. Вплоть до того, что они называют его мушриком, обвиняя в том, что, якобы, ислам он на самом деле не принял, а лишь притворился мусульманином, боясь за свою жизнь[1]. В доказательство этого они приводят случай во время сражения при Хунайне, когда первые ряды мусульман терпели поражение и были вынуждены отступить, по поводу чего Абу Суфьян высказал свою радость[2].

Действительно, как говорят некоторые мусульманские историки, принятие Абу Суфьяном ислама во время открытия Мекки было вынужденным. Однако, если посмотреть историю его деяний после принятия им ислама и проанализировать факты, все вырисовывается в несколько ином свете.

Радость, испытываемую Абу Суфьяном поражением мусульман в начале битвы при Хунайне, можно понять, если принять во внимание, что это сражение имело место очень скоро после принятия им ислама. Как было сказано выше, в это время Абу Суфьян еще не проникся религией и было бы даже странным ожидать от него такой резкой перемены. К тому же необходимо учитывать, что в этом сражении Абу Суфьян, будучи уже семидесятилетним, тем не менее сражался на стороне мусульман, причем бок о бок с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и не отступил несмотря на то, что некоторые из числа мусульман в этом сражении бежали[3]. Это, несомненно, характеризует его, как человека достойного и мужественного.

Помимо Хунайна Абу Суфьян участвовал в таких битвах, как сражение при Таифе и Ярмуке, а также был из числа сподвижников, направившихся в Шам.

Передается, что в сражении при Таифе, Абу Суфьян был ранен в глаз и в последствии его потерял. Придя к Пророку, мир ему и благословение Аллах, он сказал: «Я был ранен, сражаясь на пути Аллаха». На что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если хочешь, я обращусь к Аллаху и глаз твой будет возвращен, но, если пожелаешь (потерпеть), наградой тебе будет рай». Абу Суфьян выбрал Рай[4].

Саид бин Мусаййиб, да помилует его Аллах, от своего отца передает: «В этот день все голоса терялись от голоса мужчины, кричавшего «О Аллах, помоги!». Обернувшись я увидел, что это Абу Суфьян, сражавшийся под знаменем своего сына Язида»[5].

Упоминается, что во время битвы при Ярмуке, где он был одним из самых старших среди мусульман по возрасту, ему было около 76 лет, Абу Суфьян лишился и второго глаза. Сообщается так же, что в этом сражении Абу Суфьян приложил много усилий, воодушевляя мусульманское войско и подбадривая их[6].

Так же передается, что когда после открытия Мекки были разрушены идолы, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поручил Абу Суфьяну разрушить один из них, находившийся в окрестностях Мекки.

Умер Абу Суфян Сахр бин Харб в 31 году хиджры в возрасте около девяноста лет[7].

История Абу Суфьяна, одного из главных врагов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в начале его пророчества, и который в последствии стал сам мусульманином, дает нам ряд очень важных уроков.

Первое — это пример Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который, несмотря на всё зло причиненное Абу Суфьяном, не унизил его после того, как он оказался в его власти. Наоборот, он оказал ему доверие, направив разрушить одного из идолов, также одарил его из трофеев. Своим добрым отношением Пророк, мир ему и благословение Аллаха, собственно, и привлек его на свою сторону, укрепил его веру. В этом видна мудрость Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Второй пример — пример самого Абу Суфьяна. Человек, по сути, бывший из одной “шайки” с Абу Джахлем, пусть поздно, но все же стал мусульманином. Ведь поистине Аллах прощает кающимся их грехи. Увидев отношение к себе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, поняв Ислам, один из главных противников стал одним из борцов за веру.

Необходимо так же отметить отношение Ахлю Сунна и шиитов к Абу Суфьяну. Приняв Ислам, он стал одним из мусульман. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники не отвергли Абу Суфьяна. Так же, учитывая его деяния после принятия им Ислама и отношение к нему Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ученые воздают ему должное. Упоминается, что Умар, да будет доволен им Аллах, с почтением относился к Абу Суфьяну[8].

Шииты же обвиняют его в тяжких грехах, в лицемерии, выдумывают про Абу Суфьяна небылицы и неправильно трактуя события, следуя политическим принципам, но не принципам ислама.

___________________________________________

Список литературы:

[1] Исламская Энциклопедия DİA, т.10, с.230
[2] Ибн Хишам, Сира, т.5, с.112
[3] Сахих аль-Бухари, Джихад 52
[4] Абу Нуайм, Ма’рифа ас-Сахаба, т.3, с.1576
[5] Ибн Хаджар аль-Аскалляни, Аль-Исаба, т.2, с.414
[6] Исламская Энциклопедия DİA, там же
[7] Аз-Захаби, Сияр А’лям ан-Нубаля, т.2, с.107
[8] Аз-Захаби, Сияр А’лям ан-Нубаля, там же

 

Мухаммад Абу Тахир [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *