Аль-Факихи
Шейх Али ибн Насыр аль-Факихи (да сохранит его Аллах)

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного.

С помощью Аллаха, велик Он и славен, этой ночью я посетил урок по книге «Шарху-с-Сунна» имама Аль-Барбахари, да помилует его Аллах. Урок проводил достопочтенный шейх, профессор Али ибн Насыр аль-Факихи. Он является преподавателем мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха, а также учеником шейха Хафиза ибн Ахмада аль-Хаками, да помилует его Аллах – автора книги «Аль-Мааридж» и тахкика книг «Аль-Иман» и «Ат-Таухид» имама Ибн Мандах, да помилует его Аллах. Мне довелось задать ему несколько вопросов, среди которых были следующие:

 

Суд не по тому, что ниспослал Аллах

 

Первый вопрос: «Является ли правильным мнение, согласно которому суд не по закону Аллаха относится к малому куфру (неверию), который не выводит человека из религии, или же это большой куфр, или же в этом вопросе есть другие подробности?»

Шейх, да сохранит его Аллах, ответил: «Имам Ибн аль-Кайим подробно разъяснил этот вопрос. Он сказал (я передам его слова вкратце), что если судящий не по закону Аллаха, убежден, что другой закон:

1) лучше, чем то, что Он ниспослал;
2) подобен этому (то есть наравне с ним);
3) что можно судить и [по этому закону], и по другому,

— то он становится кафиром (неверным) и выходит из религии. Что же касается судьи (правителя), с чьим разумом поиграл шайтан, и он взял взятку и вынес решение не по закону Аллаха в определенном вопросе, то такой совершил большой грех, но не стал кафиром. Даже если мы будем применять в отношении него слово «кафир», то под этим словом будет подразумеваться малый куфр. Аллах знает лучше!»

 

Оправдание по невежеству в вопросах вероубеждения

 

Второй вопрос: «Является ли правильным мнение, согласно которому отсутствие оправдания по невежеству в вопросах вероубеждения подкреплено иджма’ (единогласным мнением ученых), как об этом говорят некоторые, относящие себя к знанию?

Шейх, да сохранит его Аллах, ответил: «Заявление о наличии иджма’ в этом вопросе неправильно! Скажи им, пусть они приведут довод на существование единогласного мнения [ученых уммы]! В этом вопросе мы должны следовать известному правилу, относительно которого никто не разногласит – это то, что пришло в сборнике «Маджмуату-ль-фатава» шейху-ль Исляма Ибн Таймии, да помилует его Аллах (12\466): «Тот, чья вера подтверждена уверенностью (якин), не лишается ее (веры), кроме как после уверенности (якин), установления довода и удаления сомнения».

Шейх решил, что я являюсь одним из тех, кто поддерживает такфир до доведения довода (худжа), и сказал: «Почему ты спешишь выводить людей из религии?! Обучай их!»

Также он сказал: «Если тот, кто вырос в пустыне и не знал, к примеру, что молитва обязательна, придет в Лучезарную Медину, и люди увидят, что он не совершает намаз, то его не следует выводить из религии до того, как до него доведут доводы и разъяснение. Если же он будет продолжать то, на чем находится, после разъяснения, то в таком случае ему выносят такфир. Выросшему же в городе не дается в этом оправдание по невежеству».

После молитвы я вновь подошел к шейху и сказал: «Я бы хотел разъяснения некоторых подробностей относительно вашего ответа. Во-первых, каков смысл выражения: «Чья вера подтверждена уверенностью (якин)»? Подтверждается ли вера человека с произношением шахады и совершением намаза?»

Шейх ответил: «Да! Все, кто молится в этой мечети (мечети пророка, мир ему и благословение Аллаха), являются мусульманами, и в этом нет сомнения! [Не секрет, что в мечети есть люди со всех уголков света, с различным вероубеждением и основами, как саляфиты, халяфиты, суфии, ашариты, матуридиты, мурджииты и другие. — прим. Абу Исхак].

«Во-вторых – спросил я – можно ли провести аналогию между тем, кто вырос в пустыне, и тем, кто вырос в местности, где распространены невежество и заблудшие люди, в которой мало знаний и приверженцев истины, разъясняющих правильное вероубеждение?»

Шейх, да сохранит его Аллах, поддержал мою мысль. В конце он посоветовал мне продолжать свой путь в призыве людей к правильному вероубеждению от начала до конца и не обращать внимания на тех, кто мешает и отвлекает от этого.

Хвала Аллаху Господу миров!

 

Абу Исхак аш-Шейхиляви (да простит его Аллах) для islamcivil.ru

Ночь на понедельник, 12 шавваля, 1434 год по хиджре

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос