Наверняка вы встречали мусульман, которые остаются равнодушными к тому, что происходит сегодня в Палестине. В глубине души они, вероятно, испытывают человеческое сострадание к женщинам и детям, чьи окровавленные лица мелькают перед ними на экранах социальных сетей. Но дальше этого внутреннего осознания — что там, далеко, гибнут невинные люди — дело не заходит. Их сочувствие не превращается в действия, и страдания палестинцев остаются лишь фоном повседневных забот.

Есть и другая категория мусульман — те, кто не просто молчит, но открыто выступает против поддержки палестинского сопротивления. Они убеждены, что палестинцы сами виноваты в своих бедах, ведь, по их мнению, именно они первыми развязали агрессию 7 октября. Более того, эти люди считают палестинцев заблудшими, поскольку те принимают помощь и вооружение от шиитских союзников, или потому что среди них есть люди с ашаритскими и другими воззрениями. Иногда они выступают не только против поддержки сопротивления, но даже против дуа за страдающих палестинцев.

У каждого из нас может быть своё мнение о происходящем и о тех причинах, которые к этому привели. Мы можем не соглашаться с политическими решениями или военными альянсами, которые заключают наши братья, не одобрять выбор их лидеров или критиковать их тактику. Естественно, что единодушие невозможно, и абсолютного согласия ожидать не приходится. Но ведь нельзя забывать о принципе, который веками объединял мусульман: быть за своих всегда и в любой ситуации, даже если в чем-то не согласен с ними.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Помоги своему брату, который сам притесняет или которого притесняют!» Один человек спросил: «Я могу помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?!» На это пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Удержи его от притеснения, и, поистине, это станет помощью ему!» Хадис передал аль-Бухари.

Критики палестинского сопротивления могут сказать, что следуют этому хадису, критикуя палестинцев за атаку 7 октября, так как считают их притеснителями. Но почему они забывают о другой части хадиса, где говорится, что брату нужно помогать итогда, когда его притесняют? Если бы они действительно действовали в духе этого хадиса, то точно так же, как «помогали» палестинцам в самом начале, осуждая их действия, они должны были бы поддержать их и сейчас, когда палестинцы сами подвергаются притеснению. Разве не так? Но этого не происходит.

Чтобы увидеть, как их позиция противоречит исламским принципам, давайте обратимся к истории и посмотрим, как поступали мусульмане в прошлые времена, когда между ними бывали разногласия, но они объединялись перед лицом общего врага.

После завоевания аль-Кудса (Иерусалима) крестоносцами мусульмане были вынуждены покинуть город и близлежащие территории, чтобы избежать насилия и гибели. Многие из них нашли приют в соседних мусульманских городах, где осели на постоянное место жительства. Тех, кто был выходцем из аль-Кудса и соседних селений, обычно называли «макдисийюн» (иерусалимцы). Так называли, к примеру, известного ханбалитского имама, выдающегося исламского ученого Ибн Кудаму аль-Макдиси, который родился в Палестине, но переселился с отцом в Дамаск из-за начавшегося крестового похода.

Ибн Кудама уехал из Палестины ещё ребенком и прожил в Дамаске всю жизнь. В этом городе он учился, преподавал и составлял книги. Помимо него здесь было ещё очень много других переселенцев ханбалитов, которые образовали в Дамаске целый район. По причине того, что они были ханбалитами, между «иерусалимцами» и местными шафиитами происходили теологические дисскуссии. Иногда разногласия набирали такие обороты, что они даже не здоровались друг с другом.Настолько глубокую преданность они проявляли к своим мазхабам и теологическим школам. К примеру, известный шафиитский учёных Хафиз Ибн Асакир, да помилует его Аллах, вообще не любил посещать район, в котором живут ханбалиты, чтобы не слышать их упреки в свой адрес. Говорят, что Ибн Кудама даже не отвечал громко на его приветствие из-за вопроса, связанного с речью Аллаха.

Да, между ними существовали разногласия, но, несмотря на конфликты с ханбалитами, шафииты никогда не обвиняли переселившихся к ним мусульман в том, что они виноваты в захвате своих земель крестоносцами. Никто из них не требовал возвращения обратно, поскольку вопросы разногласий оставались предметом обсуждения, а не причиной раскола в исламской умме. Захват европейцами исламских земель и вынужденное переселение тысяч мусульман, спасавшихся от насилия, стали общей бедой, затронувшей каждого мусульманина.

Другой ханбалит, шейху-ль-ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах, который жил немного позже и испытывал немалые трудности из-за шафиитов своего времени, также принял участие в общей борьбе против уже другого врага — монгольских полчищ. Несмотря на разногласия с шафиитами в своей местности, он не считал, что Аллах наказывает земли Ирака и Шама монголами из-за их принадлежности к ашаризму или матурудизму. Потому что монголы стали общим врагом для всех мусульман, на борьбу с которым они встали в один ряд.

История знает еще много примеров, когда мусульмане помогали своим братьям и не оставляли их вопреки всем имеющимся разногласиям. К сожалению, разногласия в вопросах вероубеждения и фикха среди мусульман, похоже, никогда не утихнут, как это показывает история.

Имам аль-Газали, да помилует его Аллах, несмотря на свои выдающиеся интеллектуальные способности, не смог убедить всех, что калям является самым верным путем. Аналогично, Ибн Таймия, да помилует его Аллах, несмотря на свой гениальный ум, не смог полностью убедить всех, что убеждения сторонников хадиса являются единственно правильными. В основном, мусульмане остались привержены своим убеждениям. То же самое касается вопросов фикха: уже на протяжении тысячи лет существуют четыре мазхаба, и мусульмане до сих пор не смогли прийти к единому мазхабу. Скорее всего, так будет до Судного дня.

Тем не менее, несмотря на существующие разногласия, базовый принцип предпочтения мусульман над немусульманами всегда оставался и должен оставаться среди нас. Никто и ничто — ни разногласия, ни сомнения, ни провокаторы — не должны заставить нас предать или отвернуться от мусульман даже на один день.

Особенно это актуально сегодня, когда нас пытаются отвернуть от темы поддержки мусульман различными вопросами. Поднимаются материалы дискредитирующие палестинцев, темы такфира больших имамом прошлого, обсуждаются личности и различные события, чтобы отвести нас от самой важной темы на сегодняшний день – того, что враг сегодня устроил настоящий геноцид в Газе и продолжает делать это на глазах у всего мира. Важно не забывать об этом и всегда помнить слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Помоги своему брату, который сам притесняет или которого притесняют!»

Палестинцы — наши братья, несмотря ни на что. Мы обязаны помогать и поддерживать их, даже если в чем-то не согласны с ними. Все спорные вопросы можно будет обсудить и разрешить после того, как общий враг будет побежден. Сейчас же важно стоять вместе, плечом к плечу, поддерживая друг друга в это трудное время. Наше единство и солидарность — это то, что поможет нам преодолеть любые испытания и сохранить силу уммы.

 

Умар Бота-Хаджи [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос