Вашему вниманию предлагается перевод фетвы с сайта уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида «Ислам: вопрос-ответ».

Вопрос:
Каждый человек будет спрошен за свои деяния в День воскресения, однако наказание в могиле начнется еще до наступления этого Дня. В каком состоянии будет находиться душа в этот период времени? Когда свершится сказанное относительно наказания в могиле, будут ли подвержены наказанию в ней тело и душа человека за совершенные деяния?

Ответ:
Хвала Аллаху.
Нет никакого сомнения относительно достоверности наказания, получаемого в могиле и блаженства, испытываемого в ней, так как на это указывают аяты Корана, хадисы Пророка, да благославит его Аллах и приветствует, и единогласие праведных предшественников этой уммы.
Что же касается того, получает ли наказание тело и душа совместно или же в отдельности одно из них без участия другого, то основа в данном вопросе заключается в том, что наказание и блаженство в могиле испытывает душа, а когда душа возвращается в тело, то и его постигает что-либо из наказания или блаженства.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Известно, что мазхаб праведных предшественников и имамов уммы на том, что:
— после смерти покойник либо испытывает блаженство, либо получает наказание;
— все это происходит как с душой, так и с телом;
— душа после того, как покидает тело, либо испытывает блаженство, либо получает наказание;
— душа периодически возвращается в тело, вследствие чего и душа и тело либо испытывают блаженство, либо получают наказание.
Затем, когда наступит День Великого Суда, души, будут возвращены в свои тела. Они будут выведены из могил, чтобы предстать перед Господом миров. И все это по единогласному мнению ученых хадиса и сунны».

Хадисов, указывающих на этот вопрос множество, один из которых передал Абу Давуд в своем сборнике Сахих (№ 4127), достоверность которого подтвердил аль-Альбани, от Аль-Бара ибн ‘Азиба, да будет доволен им Аллах, как он сказал: «Мы, вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышли совершить заупокойную молитву за мужчиной из числа ансаров. Когда его погребли, мы подошли к могиле, и, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сел, и мы сели вокруг него. В его руке была ветка, которой он разгребал землю. Он поднял голову и сказал: «Просите защиты у Аллаха от наказаний могилы», и повторил это два или три раза. И описал процесс извлечения души из тела, вознесения к небесам и возвращения ее обратно пока не дошел до слов: «Поистине он слышит звук сандалий уходящих людей, в то время как спрашивают у него: «О, такой-то! Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой пророк?».
В версии хадиса говорится: «Придут к нему два ангела, усадят его и спросят: «Кто твой Господь?», и он ответит: «Мой Господь – Аллах». Затем они спросят: «Какова твоя религия?», и он ответит: «Моя религия – Ислам». Затем они спросят: «Кто тот мужчина, что был послан к вам?», и он ответит: «Это Посланник Аллаха». И они спросят: «Чего ты достиг?», и он ответит: «Я читал Книгу Аллаха, уверовал в нее и удостоверился в ее правдивости». И это слова Всевышнего Аллаха: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (Сура «Ибрахим», аят 27). И возвестит голос с небес: «Правду сказал Мой раб, расстелите же ему постель в Раю, оденьте его в одеяние из Рая и откройте ему врата Рая». И будет ощущать он покой и аромат Рая. И ощутит он простор на расстояние взора». Описывая смерть неверующего, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Его душа будет возвращена в тело, придут к нему два ангела, усадят его и спросят: «Кто твой Господь?», и он ответит: «Ах, ах, я не знаю». Затем они спросят: «Какова твоя религия?», и он ответит: «Ах, ах, я не знаю». И возвестит голос с небес: «Солгал Мой раб, расстелите же ему постель в Аду, оденьте его в одеяние из Ада и откройте ему врата Ада». И будет ощущать он жар его и горячий ветер. И станет для него могила настолько тесной, что его ребра войдут друг в друга. Затем направят к нему слепого, глухого с железным молотом, от удара которого гора может превратиться в пыль. И ударит он его так, что звук от этого удара будет слышен тем, кто находится между западом и востоком, и превратится он в пыль. Затем душа вернется в него».
В хадисе открыто говорится о возвращении души в тело, и том, что ребра будут входить друг в друга. Это дает нам понять о том, что наказание будут испытывать и тело, и душа вместе.
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, когда у верующего забирают душу, к нему приходят ангелы милосердия с шелковой тканью белого цвета, и говорят: «Выходи к Милости Аллаха». И выйдет она с наиприятнейшим запахом мускуса, так, что одни будут передавать её другим, ощущая благовоние, пока не дойдут до небесных врат. И будет сказано: «Что это за приятный запах, который доносится с земли? … пока не придут с ней к душам верующих, и будут они очень рады ей, так, как радуются тому, кто долго отсутствовал. Что же касается неверующего, то придут к нему ангелы наказания с грубым куском шерсти и скажут: «Выходи, находясь под гневом Аллаха, к наказанию Аллаха». И выйдет она имея неприятный запах мертвечины». Хадис передал Ибн Хиббан (7/284).
В этих и подобных им хадисах видно, что душа и тело совместно испытывают в могиле, как наслаждение, так и наказание, когда Аллах пожелает.
Что же касается того, что душа в отдельности испытывает как наказание, так и наслаждение, то ранее уже говорилось об этом, а также в сборнике хадисов Сунан Ан-Насаи (2073) передается хадис от Ка’ба ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине душа верующего будет летать подобно птице и есть с райских деревьев, пока Аллах не вернет её в тело в День воскресения». Аль-Альбани посчитал этот хадис достоверным.
Данные хадисы указывают на то, что тела, находящиеся в могилах испытывают как наказание, так и наслаждение, если Аллах пожелает этого и как Аллах пожелает, и на то, что душа в отдельности испытывает наслаждение в Раю. Также они указывают на то, что души после расставания с телом либо подвергаются наказанию, либо испытывают наслаждение.
Был спрошен шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, о том, что подвержено наказанию в могиле, душа или тело. И он ответил:

«Основа в том, что наказанию в могиле подвержена душа, так как хукм после смерти распространяется на нее. Тело же является бездыханным, и, поэтому, оно не нуждается в поддержке для существования и сохранности. Оно не ест и не пьет, а наоборот, его поедают насекомые. Однако Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал, что душа, возвращаясь в тело, испытывает как наказание, так и наслаждение вместе с ним. И, основываясь на этом, ученные сказали, что душа возвращается в тело, и подвергается наказанию, как она, так и тело. Иной раз узнаешь об это из хадиса, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине для неверующего могила станет настолько тесной, что его ребра войдут друг в друга». И это указывает на то, что наказанию подвергается тело, так как ребра являются частью тела».

Сборник фетв ибн Усеймина (1/25).

Аллах знает об этом лучше.

Абу Сакина [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос