Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно дозволенности призывающему брать плату за свою работу и будет ли ему награда на том свете с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com

Вопрос:

Дозволено ли призывающему к Исламу или пишущему исламские книги получать прибыль за написание религиозных книг, после покрытия затрат на типографию? Можно ли брать плату за проведение лекций и за обучение религии? Уменьшает ли такая прибыль вознаграждение в Судный день?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Первое:

Согласно достоверному мнению разрешается брать плату за написание исламских книг, проведение полезных лекций или обучение религии, и эта дозволенность усиливается, если есть нужда в деньгах.

Доказательством на это является:

1. Сообщается от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что группа сподвижников проходила мимо одного поселения, житель которого был ужален скорпионом. К ним обратился человек этого поселения и спросил: «Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? В селе одного человека ужалил скорпион». Один из сподвижников пошел и прочитал ему суру «Аль-Фатиха» за несколько овец. Больной выздоровел, и он привел овец к своим спутникам. Им это не понравилось, и они сказали: «Ты взял плату за Книгу Аллаха?!» Когда прибыли в Медину они сказали: «О Посланник Аллаха, он взял плату за Книгу Аллаха». Посланник Аллаха сказал: «Поистине, самым достойным вашим заработком является то, что заработано на Книге Аллаха» (аль-Бухари, хадис № 5404).

2. Сообщается от Сахля бин Са’да как к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришла одна женщина и сказала, что она дарит себя Аллаху и Его Посланнику (то есть предлагает Пророку, мир ему и благословение Аллаха, жениться на ней (прим. перев.)). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «У меня нет потребности в женитьбе». Один из мужчин встал и сказал: «Жени меня на ней». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему дать ей одежду, на что тот ответил, что у него нет одежды. Тогда он сказал ему дать хотя бы железное кольцо, но и этого у него не оказалось в качестве брачного дара. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха спросил: «Что ты знаешь из Корана?» Он ответил «то-то и то-то», и тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я поженил вас взамен на то, чтобы ты учил ее тому, что знаешь из Корана» (аль-Бухари, хадис № 4741; Муслим, хадис № 1425).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал:

«Согласно этому хадису разрешается обучать Корану в качестве брачного подарка, а также брать плату за обучение Корану. И то, и другое считается дозволенным у Шафии. Также об этом говорили Ата, аль Хасан бин Салих, Малик, Исхак и др.

Часть ученых запрещает это. К их числу относятся Абу Ханифа и Зухри. Однако их запрет опровергается этим хадисом и хадисом: «Поистине, самым достойным вашим заработком является то, что заработано на Книге Аллаха».

Аль Кадый Ияд передал, что все ученые, кроме Абу Ханифы, разрешили нанимать за оплату человека для обучения Корану». («Шарх Муслим» 9/214, 215).

Ханафиты разъясняют запрет тем, что обучение Корану является поклонением и шариатской обязанностью, и поэтому нельзя за это брать плату, но дозволяют получать вознаграждение за лечение Кораном (рукъя).

Ибн Батталь, да помилует его Аллах, сказал: «Что касается слов Тахави, что обучение друг друга Корану является обязанностью, то он ошибся. Если изучение Корана не является обязанностью, то как же обучение им может стать обязанностью? Обязательным из Корана для каждого человека является его изучение в той мере, чтобы правильно совершать молитву, а все остальное кроме этого является похвальным и совершением дополнительного. Точно также обучение совершать молитву является коллективной обязанностью (фард уль-кифая), а не обязанностью, возложенной на каждого человека. И нет разницы между наймом за оплату человека, чтобы тот лечил Кораном или чтобы нанимать его для обучения, потому что и то, и другое – получение выгоды.

Слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха «Поистине, самым достойным вашим заработком является то, что заработано на Книге Аллаха» имеют общий смысл, куда входит разрешение обучения и другое. Таким образом, теряют силу слова о запрете получения платы за обучение Корана». («Шарх Сахих аль-Бухари», 6/405,406).

Ученые Постоянного Комитета по фатвам сказали: «Разрешается брать плату за обучение Корану, следуя хадису Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который женил сподвижника за то, чтобы он обучил жену Корану. Также, когда сподвижник взял оплату за лечение неверующего больного чтением суры «аль-Фатиха», Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, самым достойным вашим заработком является то, что заработано на Книге Аллаха». Однако, запрещено брать плату за само чтение Корана и просить у людей оплату за его чтение. (Шейх Абдульазиз бин Баз, шейх Абдураззак Афифий, шейх Абдуллах бин Гудаян, шейх Абдуллах бин Ку’уд. «Фатава Ижма ддаима», 96/15).

Второе:

Что касается того, что награда человека, берущего оплату, на том свете будет сокращена, не означает, что брать оплату запрещено. Просто вознаграждение того, кто не берет оплату, будет полной и больше. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Награда любого воюющего на пути Аллаха уменьшается на две трети, когда он получает трофеи и для него остается одна треть вознаграждения. Если же он не получит трофеи, то его вознаграждение на том свете будет полным» (Муслим, 1906).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал: «Единственно правильным смыслом этого хадиса является то, что воюющие на пути Аллаха, получат меньшее вознаграждение, если уцелеют или получат трофеи, по сравнению с теми, кто не уцелел или уцелел, но не получил трофеев. Трофеи заменяют собой часть вознаграждения за сражение на пути Аллаха, и когда люди получают их, то их вознаграждение на том свете уменьшается на две трети. Эти трофеи являются составной частью всего вознаграждения и это соответствует известному и достоверному хадису от сподвижника, в котором говорится: «Среди нас есть такие, которые умерли, не покушав ничего из своего вознаграждения, и те, которые собрали созревшие плоды». И нет ясного и достоверного хадиса, который бы противоречил этому. Эти хадисы указывают на отсутствие прямого запрета брать плату за обучение» (конец цитаты).

Людей, которые берут плату за обучение, написание книг, проведение лекций и призыв можно разделить на две группы:

1. Берущие оплату для того, чтобы получить помощь в подчинении Аллаху. Их целью в основе является распространение знаний, устранение невежества от людей, поднятие знамени Ислама, где бы то ни было. Мирская награда для них является следствием основной цели. Такие получат свое вознаграждение в будущем мире.

2. Люди, которые занимаются распространение знаний, написанием книг и призывом, чтобы получить награду этого мира. Это является их целью от начала до конца. Такие люди, не получат своей доли вознаграждения на том свете.

Шейх уль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Желательно взять плату при совершении хаджа за другого человека, но не совершать хадж ради получения платы. И это относится ко всему заработку за благие деяния. Тот, кто зарабатывает на жизнь, чтобы получать знания, обучать других или совершать джихад, то это хорошо. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воюющие на пути Аллаха из моей общины, и берущие за это плату подобны матери Мусы, которая кормила грудью своего сына и получала за это плату». Он сравнил их с теми, кто совершает дела желая их совершать, как мать Мусы желала кормить, в отличие от кормилицы, которую нанимают для кормления.

Тот же, кто занимается внешне хорошим делом, для того, чтоб получить пропитание, то это из мирских дел. Таким образом, есть разница между тем, чьей целью является религия, а этот мир средством и тем, чьей целью является этот мир, а религия средством» (Маджму аль-фатава, 19/26).

На это указывают некоторые хадисы:

Передается от Абдуллы бин Дайлями, что Я’ля бин Мунъя сказал: «Однажды Посланник Аллаха призвал людей выступить в военный поход, а я был старым человеком, у которого не было слуги. Тогда я начал искать подходящего слугу, с условием, что заплачу ему часть из трофеев. Когда я нашел такого помощника и приблизилось время отправки в путь, он пришел ко мне и сказал: «Я не знаю, какими будут трофеи и какой будет моя доля, лучше назначь мне плату, даже если она будет меньше доли трофеев». Я сказал, что заплачу ему три динара. Когда мы получили трофеи, я хотел дать ему его долю, но вспомнил про динары. Тогда я отправился Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему об этом случае. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он не получит за свой поход ничего кроме указанных динаров ни в этом, ни в ином мире» (Абу Давуд, 2527. Альбани назвал этот хадис достоверным).

Шейх Абдульмухсин аль Аббад, да сохранит его Аллах, сказал: «Ему ничего не полагается из трофеев потому что он договорился на определенную плату. Также ему ничего не полагается и на том свете, потому что он сражался не ради Аллаха, а ради заработка». («Шарх сунан Аби Давуд» 439/13)».

Передается от Абу Хурайры, что один человек спросил у Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О Посланник Аллаха, человек хочет воевать на пути Аллаха, но он стремится к получению мирского». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ему нет вознаграждения». Люди посчитали это важным и попросили его вернуться к Пророку, сказав: «Вернись к Посланнику Аллаха, может ты не понял его». Он пришел к Пророку, мир ему т благословение Аллаха, и сказал: «О Посланник Аллаха, человек хочет воевать на пути Аллаха, но он стремится к получению мирского», на что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ему нет вознаграждения». Люди снова сказали этому человеку вернуться и задать вопрос заново. Он пришел и спросил: «О Посланник Аллаха, человек хочет воевать на пути Аллаха, но он стремится к получению мирского». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Ему нет вознаграждения» (Абу Давуд, 2516. Альбани назвал этот хадис хорошим).

Ибн Раджаб аль-Ханбали, да помилует его Аллах, сказал: «Мы уже упомянули хадисы, указывающие на отсутствие вознаграждения на том свете участвующему в джихаде с целью получить мирское. Здесь имеется в виду, что у такого человека нет иной цели, кроме как заполучить мирские блага». (Джами улюм валь хикам, 1/17).

Шейх Абдульмухсин аль Аббад, да сохранит его Аллах, сказал, что этого человека к джихаду побудило только желание получить мирское, а не возвышение знамени Аллаха. (Шарх Сунан Аби Давуд, 13/417).

Для получения дополнительной информации можете посмотреть ответы на вопросы № 95781 и 134154.

А Аллах знает лучше.

 

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос