Биография имама Аль-Музани (ум. 264)

 

 

Мухтасару ль-Музани

Мухтасару ль-Музани

Имя и родословная

 

Великого ученого Ислама – имама Аль-Музани – звали Абу Ибрахим Исмаиль ибн Яхья ибн Исмаиль ибн Амр ибн Муслим аль-Музани аль-Мисри. В исламском мире он больше известен как имам Аль-Музани – один из самых близких учеников имама Аш-Шафии, да будет доволен ими Аллах.

 

Рождение и приобретение знаний

 

Он родился в 175 году по хиджре. В этом же году этот мир покинул один из выдающихся ученых исламской уммы – имам Лейс ибн Саад. По словам историков, имам Аль-Музани родился в Египте в городе Фустат, который в то время был одним из военных центров халифата. Имам Аль-Музани рос в семье, уделявшей большое внимание приобретению знаний и их распространению. Многие исламские историки сообщают также о сестре Аль-Музани, которая посещала уроки имама Аш-Шафии. В частности она была упомянута в книгах таких ученых, как Аль-Иснави и Ибн ас-Субки, а имам Ар-Рафии передавал ее слова в вопросах закята. Она, как и имам Аль-Музани, посещала центральную мечеть города для приобретения знания. В этой мечети имам Аль-Музани и познакомился с главным учителем в своей жизни – имамом Аш-Шафии, в 199 году по хиджре.

 

Шейхи имама Аль-Музани

 

Исламские историки не упомянули из его шейхов и учителей никого, кроме нескольких ученых, у которых он приобретал знания. Среди них:

 

— имам Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах;
— Али ибн Ма’бад ибн Шаддад аль-Басри;
— Ну’айм ибн Хаммад;
— Асбаг ибн Нафи’.

 

Объяснить такое малое количество шейхов имама Аль-Музани можно двумя причинами. Первая причина заключается в том, что он очень много времени провел рядом с имамом Аш-Шафии и приобретал знания у него, не отправляясь к другим шейхам. Вторая причина может заключаться в том, что он не выезжал в поисках знаний за пределы Египта, довольствуясь приобретением знаний у местных шейхов. У него не было большой необходимости в путешествиях в другие провинции халифата с целью приобретения знаний, потому что многие ученые сами приезжали в Египет или проезжали через него, так как в то время Египет был одним из научных, экономических и культурных центров исламского государства.

 

Его ученики

 

Имам Аль-Музани, да будет доволен им Аллах, один из тех ученых, знания которого переняло огромное количество учеников. Имам Аз-Захаби сказал о нем: «От него повествовало огромное количество людей, живущих на востоке и западе». Также Ас-Субки сказал о нем: «От Аль-Музани приобрели знания огромное количество ученых Хорасана, Ирака и Шама».

Среди самых известных его учеников можно выделить следующих:

 

— имам Абу Бакр ибн Хузейма (ум. 311). Известный имам, автор сборника достоверных хадисов.
— Абу Джа’фар ат-Тахави (ум.321). Следует упомянуть интересный факт: имам Ат-Тахави, известный своей книгой «Аль-акида ат-тахавия», был племянником (сыном сестры) имама Аль-Музани. Ат-Тахави принадлежат слова: «Первым человеком, от которого я записал хадисы, был аль-Музани».
— Абу-ль Касым ибн Башшар аль-Анматы (ум. 288). Шейх своего времени в городе Басра.
— Закарийя ибн Яхья ас-Саджи (ум. 308).
— Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Аби Хатим ар-Рази (ум. 327).

 

Произведения Аль-Музани

 

Кроме многочисленных учеников имам Аль-Музани оставил после себя и большое количество научных трудов. Это такие книги, как:

 

— Ахкаму-ль К’уран
— Ат-Таргиб фи-ль ильм
— Аль-Джами’ аль-кабир
— Ифсаду т-таклид
— Аль-джами’ ас-сагир
— Ад-дакаик ва-ль акариб
— Шарху с-сунна
— Аль-мабсут фи-ль фуру’
— Аль-мухтасар-уль-кабир
— Мухтасару-ль-мухтасар, более известная как «Мухтасару-ль-Музани»

 

На составление последнего труда (Мухтасару-ль-Музани) у него ушло очень много времени. Имам писал ее в течение двадцати лет, трижды изменив книгу.

 

Слова ученых о нем

 

• Имам Аш-Шафии сказал: «Аль-Музани – помощник моего мазхаба». Он также сказал: «Если бы он вступил в полемику с шайтаном, то победил бы его».

• Сказал имам Ибн Халликан: «Он (Аль-Музани) имам шафиитов, больше всех знающий о высказываниях имама Аш-Шафии, его фетвах и о том, что передается от него».

• Имам Аз-Захаби сказал: «Выдающийся (‘алляма) имам, факих Ислама, знамя аскетов!». Он также сказал о нем: «Он омывал покойных, стремясь совершить богослужение и надеясь на награду Всевышнего Аллаха. Он сказал о себе: «Я занялся мытьем покойных, чтобы мое сердце смягчилось и это стало моей привычкой»».

• Ибн Юнус: «…соратник имама Аш-Шафии, был известен своим [частым] поклонением [Аллаху] и достоинством, надежный передатчик (сик’а)…он был одним из аскетов, одним из лучших созданий (рабов) Аллаха…его достоинств очень много».

• Абу Саид Ас-Суккари сказал: «Я видел Аль-Музани и не видел никого более поклоняющегося Аллаху, чем он, и более знающего фикх (исламское право), чем он».

• Имам Абу Исхак аш-Ширази сказал про него: «Он был аскетом и ученым, [любящим] дискуссии и полемику, понимающим тонкие смыслы».

Следует также отметить, что имам Аль-Музани достиг таких глубоких знаний в шариатских науках, что шафиитские ученые посчитали его муджтахидом-мутляк.

 

Его смерть

 

Имам Аль-Музани, как об этом сказал Ибн Халликан, умер в месяце рамадан 264 года по хиджре, в Египте, в 89-тилетнем возрасте. Имамом заупокойной молитвы (джаназа) за него был еще один ученик имама Аш-Шафии – Ар-Раби’ ибн Сулейман. Похоронили имама Аль-Музани рядом с могилой его учителя – имама Аш-Шафии — в городе Карафа.

Да будет доволен Аллах имамом Аль-Музани и да воздаст ему благом от Ислама и всех мусульман!

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *