Был ли Хасан аль-Басри суфием?

Вопрос:

 

Что подразумевается под аскетизмом суфиев? Был ли аль-Хасан аль-Басри суфием?Какая разница между суфийским аскетизмом и философским аскетизмом?

 

Ответ:

 

Хвала Аллаху!

Следует знать, что слово «тасаввуф» является нововведенным словом в Исламе, так как оно не было известно во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также и во время сподвижников. Более того, оно не было распространено в первых трех золотых веках.

Шейху-ль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Что касается слова «ас-суфийя», то оно не было известно в первые три века, а распространилось позже. Высказывания о нем пришли от многих ученых и шейхов, таких как Ахмад ибн Ханбаль, Абу Сулейман ад-Дарани и других. Некоторые приводят, что Суфьян Ас-Саури высказвался о нем, а другие упоминают и аль-Хасана аль-Басри». См. «Маджму’у-ль фатава», 5\11.

Основываясь на этом, можно сказать, что приписывание аль-Хасана аль-Басри к суфизму в таком смысле, в каком его понимают поздние ученые, является неправильным. Поистине суфизм в таком понимании еще не развился во времена аль-Хасана аль-Басри.

 

Во-вторых:

Что касается аскетизма, про который говорится в суфийских книгах, приводится от аль-Хасана аль-Басри или же других саляфов, то под ним подразумевается уделение внимания нравственным качествам, аскетизму, мягкосердечию и тому подобное. От аль-Хасана аль-Басри приведено много полезного в этой теме. В этом заключается секрет присутствия некоторых его высказываний в книгах суфизма.

Суфизм в этом смысле и есть религия Ислам. И это то, что требуется от нас.

 

В-третьих:

Философский суфизм — это результат нововведений в понятиях и представлениях, которые вошли в суфизм и сопровождали его постепенное изменение. Результат отклонения суфизма от пути праведных предшественников — это, во-первых, введение новых религиозных обрядов, которые противоречат первому поколению, а также тому, на чем были праведные предшественники; во-вторых — это введение различных научных вопросов, понятий и представлений. Это нововведенные вопросы, которые появились по причине связи научных движений с греческой философией, с философией многобожия в общих чертах, а также с мазхабами батинытов и гностицизма.

Поистине суфизм начинался как «религиозное движение, которое распространилось в исламском мире в третьем веке хиджры, с индивидуальными взглядами, которые призывали к аскетизму и проявлению усердия в поклонении, как противовес культурной роскоши. Затем эти взгляды постепенно развивались до тех пор, пока не стали отдельным направлением, известным под названием «суфизм». Они ставят перед собой цель воспитания души и ее возвышения, желая этим познать Всевышнего Аллаха прозрением и мушахадой, а не следованием методам, узаконенным шариатом. Поэтому они стремились к своей цели, пока не смешались с языческой философией: индийской, персидской, греческой и др.» См. «Энциклопедия религий…», 1\249.

Философский суфизм разнится в своем отдалении от религии на разные категории, исходя из вероубеждения и деяний, которые противоречат Корану, Сунне, пути сподвижников и саляфов в аскетизме и отдалении от мирского. Иногда доходило до того, что некоторые суфии совершали деяния, выводящие из Ислама, противоречащие основам религии и вероубеждения.

Шейху-ль Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал:

«Большие шейхи, которые были упомянуты Абу Абдурахманом ас-Сильми в книге «Табакату с-Суфия», а так же Абу ль-Касимом аль-Кушейри в его книге «ар-Рисаля», были на пути ахлю сунна ва ль-джамаа, на пути ахлю-ль хадис. Это такие, как Фудейль бин Ияз, аль-Джунейд бин Мухаммад, Сахль бин Абдулла ат-Тустари, Амр бин Усман аль-Макки, Абу Абдулла Мухаммад бин Хафиф аш-Ширази и другие. Их слова можно найти среди ученых ахлю сунны, также они составляли книги. Некоторые поздние суфии были на пути приверженцев каляма в некоторых вопросах вероубеждения, но не никто из них не был на пути философов.

Поистине приверженность к философии появилась в более позднем суфизме. Таким образом, некоторые суфии следуют пути ахлю ль-хадис, иногда пути каляма, а иногда пути философов, как эти безбожники». См. «Ас-Сафдия»,1\267.

Аллах знает лучше!

Источник: http://islamqa.info

 

Абдуллах Абу Сумайя [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *