Методология саляфов (первых праведных предшественников) является лучшей, как относительно акиды (вероубеждения), так и относительно фикха (права). Саляфы были более знающими, более понимающими, более проницательными и более мудрыми относительно текстов шариата, нежели те, кто пришёл после них.
Это является очевидным исходя из следующих пунктов:
1. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) жили во время ниспослания Корана и установлений предписаний шариата. Они были свидетелями обстоятельств и поводов, по которым ниспосылались аяты Книги Аллаха, и лучше всех знали, как шариатские тексты и доказательства соотносятся с реальностью и различными ситуациями.
2. Откровение было обращено именно к ним. Они слышали Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) непосредственно и лучше всех понимали его слова. Они стремились принять, выучить и практиковать установления шариата на глазах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
3. Они лучше всех знали чистый арабский язык и понимали его выражения. Откровение пришло именно на их языке, и если им что-то не было понятно, рядом с ними был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который давал им разъяснения на языке, на котором они говорили.
4. Тексты Корана и Сунны прямо указывают на их достоинство и высокую степень. Без сомнения, это касается и их знаний и правильного понимания пути Посланника Аллаха, исламских убеждений и норм шариата.
5. Всевышний Аллах сделал их предводителями в религии для тех, кто пришёл после них, описал похвалой тех, кто последовал за ними и пошёл по их пути. А достоинство их последователей заключается в достоинстве тех, за кем они следуют. Всевышний Аллах сказал:
وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (сура «Покаяние», аят 100).
6. В их время не было нововведений, страстей и нескончаемых споров, какие появились после них. Они получали знание, принимали его и действовали согласно ему. Их сердца и разум не были испорчены мраком заблуждений и невежества.
***
Поэтому нет никакого сомнения для обладающих разумом, что наши праведные предшественники (в особенности сподвижники) имели самые чистые и правильные убеждения, лучше всех знали положения религии, нормы шариата и его методологию.
Считать, что те, кто пришёл после саляфов, имели какое-либо преимущество в каком-либо из направлений знания шариата по причине того, что поздние столкнулись с тем, с чем не столкнулись первые из идеологической борьбы, которая заставила их погружаться в то, во что не погружались наши праведные предшественники, — это большое заблуждение.
Самыми знающим во всех отраслях знания шариата были наши праведные предшественники, которые не испортили свои сердца и умы нескончаемыми спорами и порицаемыми словами и убеждениями. Которые уверовали в то, что пришло от Аллаха и Его посланника, так, как того желали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). Которые остановились там, где остановился Посланник и говорили там, где он не остановился. Которые познали Всевышнего Аллаха так, как не познал никто другой, кроме посланников и пророков.
Поистине, те, кто пришёл после саляфов и погрузился в то, во что погрузился, в конце своей жизни желали умереть на убеждениях старух, не познавших шариатских наук. Поэтому все мусульмане должны идти дорогой наших праведных предшественников, опираться на них и держаться того, чего держались они.
Сказал имам Аль-Авза’и (да помилует его Аллах): «Ты должен держаться того, что пришло от тех, кто был до тебя, даже если люди отвергнут тебя, и ты должен остерегаться мнений людей, даже если они будут украшать свои слова…» (Аль-Бейхаки, «Аль-Мадхаль», 233).
Он также сказал: «Удерживай себя на Сунне, остановись там, где остановились люди (предшественники), говори то, что говорили они, воздержись от того, от чего воздержались они, иди по пути своих праведных предшественников, и ты получишь то, что получили они» (Исмаиль ибн аль-Фадль, «Аль-Худжа»).
Данная статья написана на основе книги «Аль-акидату с-саляфийя фи калями Робби ль-барийя ва ль-кашфу абатыли ль-мубтади’ати р-радийя» шейха Абдуллаха ибн Юсуфа аль-Джудей’а (да помилует его Аллах).
Абдульму’мин [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе