Надевая штаны, вполне можно обойтись без истихары на чётках

Хвала Аллаху господу миров.

В Дагестане распространен такой вид истихары, как истихара на четках. В основном им занимаются суфии. Также это действие является чрезвычайно распространенным у шиитов. По крайней мере, если ввести в Гугл «истихара на четках» (на арабском, естественно), то можно будет увидеть множество трудов шиитов о том, как она совершается. Найти что-либо подобное от исламских учёных (суннитов) мне так и не удалось. За одним исключением, которое будет приведено чуть позже. Сейчас же скажем несколько слов о том, как мусульманину необходимо определять те или иные положения своей религии.

 

Как же мы можем узнать, есть ли в Исламе такой обряд, как истихара на четках?

 

В первую очередь, конечно же, надо обратиться к словам Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха. В этих двух источниках мы не обнаруживаем ни одного упоминания о таком обряде. То, чему нас научил пророк (мир ему и благословение Аллаха), — это молитва и дуа, читаемое после молитвы. Ничему другому он нас в этом отношении не научил.

Некоторым может показаться, что в этом вопросе имеется слабый хадис, или же, более того, — хадис, относительно достоверности которого у учёных имеются разногласия. Такое мнение может возникнуть в ходе просмотра видеозаписи с ТВ-Чиркей, в которой говорится примерно следующее:

«Есть хадис с цепочкой, которая доходит до нас, но некоторые алимы посчитали эту цепочку слабой и просто оставили этот метод».

Из этих слов видится, что имеется какая-то цепочка, которую некоторые (а не все!) алимы посчитали слабой. Ну или на худой конец имеется хадис, которые все ученые посчитали слабым. Но в действительности таких хадисов нет! Желающие их найти, могут попытаться. Но боюсь, у них ничего не выйдет.

То есть ясно, что разногласия ученых о степени достоверности хадисов к этому вопросу никакого отношения не имеют. Об истихара на четках нет ни достоверного, ни хорошего, ни слабого хадиса. Честно говоря, по этому поводу я не встречал даже вымышленного.

Давайте теперь посмотрим, учил ли этой истихаре кто-либо из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха)? Опять-таки обнаруживаем, что никто из них к этому не призывал. И когда сподвижники покупали фрукты на базаре, они с легкостью обходились без истихары на четках.

Да и следующее поколение мусульман – табиины — прекрасно обходились без этого вида истихары и довольствовались тем, что пришло от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). А как сказал шейх накшбандийского тариката Мухаммад Амин Курди: «Все благое — в следовании за праведными предками, а все плохое — в нововведениях последующих».

Тут возникает ещё один вопрос. Может быть, основатели мазхабов или их ученики, или ученики их учеников призывали делать истихара на четках? Опять-таки в их книгах нет ни слова об этом «прекрасном» изобретении последующих поколений.

 

Что же приводится в доказательство истихара на четках?

 

Слова в книге «Фатх аль-Аллям» написанной автором, умершим в 1916 году, да помилует его Аллах и введет в Рай:

«Некоторые дозволили ее (истихара на четках), а некоторые запретили».

Правда, в указанной видеозаписи эти слова из книги постарались несколько смягчить, и было сказано: «Некоторые разрешили, а некоторые не разрешили». Хотя глагол «منع» следует переводить как «запретили», в чем может убедиться каждый, кто воспользуется арабско-русским словарём. Но сути дела это не меняет.

Теперь можно задаться следующим вопросом: может быть, в указанной книге рассказывается, что такое эта истихара на четках? Опять-таки и в ней мы ничего подобного не обнаруживаем.

В принципе у человека может возникнуть вопрос: кто эти ученые, упоминаемые в книге «Фатх аль-Аллям», которые дозволили неизвестно как совершаемую истихару на четках? Ответ на этот вопрос также повисает в воздухе.

Кроме того уважаемые последователи этой книги, цитируя данные слова, тем самым лишают себя права критиковать позицию автора этих строк, поскольку я поддерживаю тех ученых, которые, как указано в их же доводе, запрещают совершать истихара на четках. Однако по неясным мотивам, они за этой частью ученых следовать не разрешают. И если кто-то говорит, что эта истихара запрещена, то он, по их мнению, почему-то «не умный».

Как мы видим, по настоящее время сторонники истихара на четках не привели ничего, кроме слов одного из поздних авторов, что некоторые ученые дозволяли, а некоторые — запрещали это.

Также очень интересно, откуда придуман тот вид истихара на четках, который совершают у нас в Дагестане? Единственное, где я смог найти способ совершения истихара на четках, — это море шиитских книг и дагестанский опыт. Причем шииты начали раньше.

Шиит-рафидит Аль-Маджлиси в книге «Бихар аль-Анвар» (91\250) пишет: «Я слышал, что мой отец передавал от его шейха Аль-Бахаи, что он говорил: «Мы слышали в разговорах между нашими шейхами, что Имам (?) говорил об истихаре чётками следующее: «Их следует взять и произнести салават на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, 3 раза. Затем отсчитывать чётки по паре: если в конце останется одна, то следует совершить дело, если останется пара, то следует воздержаться»».

 

Истихара на чётках и гадальные стрелы

 

Для желающих понять суть вещей может показаться интересным толкование Ибн Касира на следующий аят: «Воистину алкоголь, азартные игры, идолы и гадальные стрелы являются нечестью из поступков сатаны, так отдаляйтесь же от них».

Разъясняя, что такое гадальные стрелы, Ибн Касир пишет, что у арабов в джахилии был колчан, куда они ставили стрелы, на одних из которых было написано: «мне велит мой Господь», на других — «мне запрещает мой Господь», на третьих — «будут проблемы».

Передает Ибн Абу Хатим ар-Рази аш-Шафии (3 век) в своем тафсире, с иснадом от Саида ибн Джубейра: «Аль-азлям- (гадальные) стрелы — это две стрелы, по средством которых люди времен джахилии определяли свой удел в различных ситуациях. На одной из них было написано «приказал мне мой Господь это», на другой — «отстранил меня мой Господь от этого». Когда они желали совершить что-либо, то пользовались ими: если выпадала стрела, на которой написано «приказал мне мой Господь это», то они совершали желаемое действие, если же выпадала та, на которой написано «отстранил меня мой Господь от этого», то оставляли его. Это и есть «аль-азлям»- (гадальные) стрелы» (Тафсир 90-го аята суры «Аль-Маида», 1198 стр.)

Говорит Имам Аль-Куртуби (умер в 671 г.) в своем тафсире 90-го аята суры аль-Маида:

«»Аль-азлям»- (гадальные) стрелы у арабов были трех видов:

1. Это три (предмета), которые каждый из них делал для себя. На одном из них было написано «делай», на другом — «не делай», третий предмет оставался пустым. Они клали их в кожаный мешочек и брали с собой. Если кто-то из них желал что-то сделать, он засовывал руку в этот мешочек, – на ощупь все предметы были одинаковыми – вытаскивал одну из них и действовал в соответствие с тем, что в ней указывалось. Если выпадал тот предмет (стрела), что был пуст, то он проделывал это снова. Это именно то, что сделал Сурака ибн Малик ибн Джуъшум перед тем, как начать преследование Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он уходил с Абу-Бакром в Медину. Это подобно тому, что запретил Аллах, как слова астрологов (гадание по звездам, гороскопы): «Не выходите, так как (сейчас) такая-то звезда (находится в определенной фазе), выходите, когда эта звезда взойдет. Сказал Аллах (смысл): «Ни один человек не знает, что он приобретет завтра» (сура «Лукман», аят 34).

2. Это семь стрел, которые были у (идола) Хубль внутри Каабы…

3. Это стрелы для азартных (игр). Их было десять: семь из них были с надписями об определенной доле, а три — были пустыми. Они использовали их в своих азартных играх для определения удела (доли выигрыша), как мы и пояснили. Это относится к поеданию имущества людей без права, что является запрещённым. Таким же образом любая азартная игра с голубями, нарды, шахматы и т.п. из игр являются способом определения своего удела (истикъсам), как в случае с (гадальными) стрелами.

Все это запрещено и является видом гадания и притязанием на познание скрытого знания».

Говорит Абу-Бакр ибн аль-Араби (468-543 г.) в своей книге «Ихкам аль-Къуран» 2\31: «Пункт десятый: Слова Аллаха: «…и определение удела (гадания) по стрелам» (сура «Аль-Маида», аят 3). Смысл этого: определять то, что полагается вам, и считать это своей судьбой, своим чаяньем и пользой для себя,- это запрещено и является порочным действием со стороны того, кто это делает. Это притязание на желание познать скрытое знание. Никому из творений Аллаха не дозволено подобное притязание на скрытое знание (аль-гъойб). Аллах закрыл (путь) к этому после Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставив его лишь в вещем сне.

Если же спросят: можно ли определять это посредством Корана?

Мы скажем: это не дозволено. Коран не для того, чтобы посредством него искать скрытое знание. Аяты его ясны, и слова в нем указывают на запрет поиска скрытого знания. Не занимайтесь подобным!»

Далее Ибн аль-Араби говорит: «Пункт двенадцатый: (гадальные) стрелы: у одних это были стрелы, у других — камешки у третьих — карточки. Одна из них была пуста, а на второй было написано «делай» или что-то в этом роде. На третьей — «не делай». Они мешали их в колчане (мешочке) и вытаскивали одну. Если она была пуста, то проделывали это заново, пока не выпадало «делай» или «не делай».

Имам Аль-Карафи приводит слова имама Ат-Тартуши (учёные-маликиты) о запрете использования Корана для этого:

 

قال القرافي رحمه الله : » وأما الفأل الحرام فقد قال الطرطوشي في تعليقه إن أخذ : الفأل من المصحف وضرب الرمل والقرعة والضرب بالشعير وجميع هذا النوع حرام ; لأنه من باب الاستقسام بالأزلام . والأزلام أعواد كانت في الجاهلية مكتوب على أحدهما افعل وعلى الآخر لا تفعل وعلى الآخر غفل فيخرج أحدها , فإن وجد عليه افعل أقدم على حاجته التي يقصدها أو لا تفعل أعرض عنها واعتقد أنها ذميمة , أو خرج المكتوب عليه غفل أعاد الضرب فهو يطلب قسمه من الغيب بتلك الأعواد فهو استقسام أي طلب القسم ، الجيّد يتبعه , والرديء يتركه , وكذلك من أخذ الفأل من المصحف أو غيره إنما يعتقد هذا المقصد إن خرج جيدا اتبعه أو رديئا اجتنبه ، فهو عين الاستقسام بالأزلام الذي ورد القرآن بتحريمه فيحرم .» انتهى من «الفروق» (4/ 240).

В чем разница между истихарой на четках (которую, как разъяснили на Чиркей ТВ, можно делать с любыми считаемыми предметами, к которым относятся и стрелы) и гадальными стрелами, мне неясно. Думаю, непредвзятый читатель тоже вряд ли найдет какую-нибудь разницу.

Абу Увайс аль-Хутави [islamcivil.ru]

  1. «Истихара» на четках это еще и практика шиитов

Оставить комментарий

Проверка *