Идда мусульманки и нормы, связанные с ней


идда
К великому сожалению, не все живут в своем браке счастливо, поэтому иногда супруги могут развестись, так как не видят смысла в дальнейшем продолжении семейных отношений, считая самым лучшим вариантом для себя их прекращение. Однако многие мусульманки не знают, что после развода с мужем они не сразу могут выйти замуж за другого человека и должны выждать срок идды, только после которого они могут связать себя новыми брачными узами. В этой статье мы затронем именно тему идды, забытой многими женщинами, несоблюдение которой приводит к проблемам в обществе.

 

 

Определение

 

Идда — это название срока, который женщина выжидает, не выходя замуж, после прекращения брака по причине развода, смерти мужа и т.д.

На необходимость выжидания женщиной срока идды указывают Коран, сунна и иджма (единогласное мнение ученых-муджтахидов). Все доводы мы приведем во время разъяснения норм, связанных с иддой, которые будут разъяснены ниже.

 

Виды идды

 

Идда в отношении женщины делится на два основных вида:

¤   Идда, соблюдаемая по причине смерти мужа

¤   Идда, соблюдаемая по причине расставания с мужем

 

О каждом из этих видов мы расскажем подробней.

 

1. Идда, соблюдаемая по причине смерти мужа

 

Срок идды женщины, муж которой скончался, делится на два вида, в зависимости от положения женщины:

•    Если женщина в момент смерти мужа была беременной, то срок ее идды будет продолжаться до момента завершения беременности. Нет разницы в том, родит она через один день или через девять месяцев. То есть длительность беременности не имеет значения. Также следует упомянуть, что идда завершится даже, если произойдет выкидыш.

•    Если же она не была беременной, то срок обязательной идды, которую должна выждать женщина, будет равен четырем месяцам и десяти дням. Не имеет значения половая близость между супругами. То есть срок идды будет 4 месяца и 10 дней, была между ними близость или нет.

Всевышний Аллах говорит: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Развод», аят 4).

Также Он сказал: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения положенного им срока, то на вас не будет греха, если они распорядятся собой разумным образом. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Сура «Корова», аят 234).

Оба этих аята ясно указывают на срок идды, который необходимо выждать женщине, муж которой скончался.

 

2. Идда, соблюдаемая по причине расставания с мужем

 

Срок идды для женщины, которая рассталась со своим мужем по причине развода или расторжения брака, после половой близости, разнится в зависимости от следующих ситуаций:

•    Если женщина в момент развода была беременна, то срок идды будет продолжаться до завершения беременности.

•    Если женщина не была беременна, то ее срок будет равняться трем периодам «чистоты» между менструальными циклами. Таким срок идды будет, если у женщины не прекращены менструальные циклы.

•    Если у женщины прекратились менструальные циклы по причине старости или еще не начались, то срок ее идды закончится по истечению трех месяцев после развода.

Всевышний Аллах говорит: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций. Не дозволено им скрывать то, что сотворил Аллах в их утробах, если они веруют в Аллаха и в Последний день» (Сура «Корова», аят 228).

Также Он сказал: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций. Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени. Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (Сура «Развод», аят 4).

•    Что касается женщины, у которой муж пропал без вести, то в этом вопросе среди исламских ученых есть разногласия. Шафииты и ханафиты считают, что срок идды для нее будет продолжаться до тех пор, пока не умрут ровесники ее мужа. После этого она должна будет выждать срок идды женщины, у которой умер муж, то есть 4 месяца и 10 дней, а после этого она может выйти замуж, если захочет. Это они объяснили тем, что основа в человеке – это жизнь. Таким образом, он будет считаться живым, а она будет считаться его женой, пока точно не выяснится, что он умер или дал ей развод. Маликиты и ханбалиты, считают, что срок идды для женщины, чей муж пропал без вести, будет равен четырем годам. Того же мнения придерживался и имам Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, в Ираке, однако позднее он изменил свое мнение на то, которое мы привели выше.

•    Для женщины, которая развелась с мужем до того, как между ними была половая близость, срок идды не установлен. То есть она не обязана выжидать идду, и может сразу после развода выйти замуж за другого мужчину.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво» (Сура «Сонмы», аят 49).

Для того, чтобы вам было удобней запомнить, приведем ниже небольшую таблицу, коротко охватывающую все нормы идды.


Мудрость идды

 

Мудрость идды в зависимости от ее причины может заключаться во многих моментах. Если женщина потеряла мужа, то идда будет символом скорби женщины и проявлением уважения к своему усопшему мужу. Всевышний Аллах повелел супругам быть мягкими и добрыми по отношению друг к другу, и соблюдение идды будет проявлением доброты и уважения по отношению к мужу, покинувшему этот свет. Потому что скорый после смерти мужа выход замуж означал бы, что женщина не была довольна им и хотела поскорее выйти замуж за другого человека.

Что касается идды после развода, то ее главная цель – это уверенность в том, что женщина не была беременна. За время идды у нее могут проявиться признаки беременности, и будет точно ясно, что ребенок принадлежит мужу, давшему ей развод.

 

Некоторые нормы, связанные с периодом идды

 

Есть некоторые нормы, связанные с периодом идды, которые также необходимо знать. Они отличаются в зависимости от причины идды. Далее мы коротко расскажем о них.

1. Нормы, связанные с иддой по причине развода

Если у женщины начался период идды из-за развода с мужем, то есть разница в нормах в зависимости от вида развода. Развод делится на два вида: окончательный (таляк баин) и развод, после которого можно вернуть жену (таляк радж’ий). Поговорим о них по отдельности.

 

¤   Развод, который позволяет мужу вернуть жену (таляк радж’ий)

Если мужчина даст жене один развод, то есть скажет «я даю тебе один развод», то с этого момента у женщины начинается период идды, во время которого муж может вернуть жену. С этим периодом связаны некоторые нормы. Из них:

а) Муж должен обеспечивать жену жильем.
б) Муж должен обеспечивать жену питанием, одеждой и так далее
в) Жене необходимо пребывать в доме и не выходить из него кроме как по необходимости.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени» (Сура «Развод», аят 6).

Он также сказал (смысл): «Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость» (Сура «Развод», аят 1).

г) Жене запрещено принимать сватов от других мужчин, так как она еще не перестала полностью быть женой своего мужа.

 

¤   Окончательный развод

Если муж дал жене окончательный развод (три раза), то в зависимости от того беременна жена или нет, с иддой будут связаны определенные нормы.
Если жена беременна, то:

а) Муж должен обеспечивать ее жильем до окончания идды.
б) Муж должен обеспечивать жену во всем остальном, как еда, питье, одежда и так далее.
в) Женщина обязана пребывать в доме и не выходить из него, кроме как по нужде.

Если она не была беременна, то в отношении нее обязательны два из предыдущих пунктов, кроме пункта «б». Муж не обязан обеспечивать ее едой или одеждой. Он обязан лишь обеспечить ее жильем, а она должна не выходить из дома.

 

2. Нормы, связанные с иддой по причине смерти мужа

Если идда женщины будет связана со смертью мужа, то женщине необходимо соблюдать две следующие нормы.

 

¤   Соблюдение траура по усопшему мужу. 

Женщина во время этого периода идды не должна одеваться в красивые одежды, применять сильные духи, применять сурьму или иные косметические средства, надевать золотые или серебряные украшения. Тем самым она должна выявлять скорбь и тяжесть души. Если она будет делать что-либо из вышеперечисленного, то будет совершать грех.

 

¤   Нахождение в доме

Как уже было сказано, женщина в этот период должна находиться в доме и не выходить из него без уважительной причины.

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

6 комментарии

  1. admin:

    В вопросе идды кормящей матери, у которой прекратились менструальные циклы есть почти единогласное мнение четырех мазхабов. Все они посчитали, что если у женщины хотя бы раз в жизни был хайд, то она, во время кормления, должна будет дождаться пока менструальные циклы не начнутся вновь и после этого выждать три менструальных периода. Маликиты сказали, что если она будет кормить ребенка несколько лет, то все равно ей нужно будет терпеть, но она будет вправе отдать ребенка на кормление другой женщине, чтобы менструальный период начался вновь, и чтобы она могла выйти замуж за другого мужчину.
    Ханбалиты сказали, если до этого у нее не наблюдались менструальные циклы, то ее идда будет продолжать один год.

    Шафииты и ханафиты сказали:

    فإن الشافعية كالحنفية يقولون : إن المرأة إذا كانت من الحيض فإن حاضت ولو مرة واحدة فإن عدتها لا تنقضي إلا بثلاثة أطهار بحيث إن انقطع عنها الحيض فلا تنقضي عدتها إلا إذا بلغت سن اليأس فمن تأخر حيضها برضاع أو بمرض فإن عليها أن تصبر حتى تفطم الرضيع وتشفى من المرض ثم تحيض ولها أن تعالج الحيض بدواء ونحوه فإذا حاضت ولو قبل ميعاد حيضتها فإنه يعتبر ولا حق للزوج في قطع النفقة والسكنى مهما تضرر على المعتمد

    Маликиты сказали:

    المرضعة تعتد باقراء سواء كان حيضا أو كان طهرا من حيض ولو مكثت ترضع سنين فعليها أن تنتظر بعد انقطاع الرضاع حتى تحيض ثلاث حيض فإن انتظرت ولم تحض حتى انقضت سنة بعد فطام الطفل فإنها تحل للأزواج ولا فرق في ذلك بين الحرة والأمة فالأمة المرضعة لا تنقضي عدتها إلا بالحيض وانقطاعه في زمن الرضاع لا ينقل عدتها إلى الاعتداد بمرور الزمن وللزوج أن ينتزع الولد منها ويسلمه لمرضعة أخرى لتنقضي عدتها

    Ханбалиты сказали:
    فإن من حاضت ولو في عمرها مرة ثم انقطع حيضها بسبب معروف من رضاع أو مرض فإن عدتها لا تنقضي حتى يعود الحيض فتعتد بثلاث حيض فإن لم يأتها الحيض فلا تنقضي عدتها حتى تبلغ سن اليأس وبعضهم يقول : إذا لم يأتها الحيض فإنها تعتد بسنة والأول موافق للشافعية والحنفية والثاني موافق للمالكية

    См. «Аль-фикх аля аль-мазахиби аль-арбаа»

  2. admin:

    Согласно шафиитскому мазхабу женщина не должна выжидать срок идды, если между ней и мужем произошло уединение, но не было половой близости. Главным доводом в пользу этого является аят: О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво» (Сура «Сонмы», аят 49). Однако три других мазхаба считают, что после уединения мужа и жены, даже если не было половой близости женщина должна выжидать срок идды, если никах был действительным, а если никах получился недействительным, то идды не будет, если не произойдет половая близость.

  3. admin:

    Исламские ученые разделились в вопросе идды из-за развода хуль’ на два мнения.

    Первое мнение:

    Идда женщины в таком случае будет равняться трем периодам (к’ур’). Есть небольшое разногласие между учеными насчет того, периоды чистоты подразумевается под этим или периоды менструации. Но суть в том, что они считают, что идда такой женщины будет равняться трем менструальным циклам. Этого мнения придерживались Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафии, Ахмад в одном из преданий, Ибн Хазм, а также это мнение относят к Ибн Умару в одном из преданий, да будет доволен им Аллах.

    Второе мнение:

    Согласно второму мнению, идда такой женщины будет равняться одному менструальному периоду. Такое мнение передается от Ибн Аббаса и Ибн Умара, по другому преданию. Этого мнения придерживались также Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим, а также считается, что это более достоверное мнение в ханбалитском мазхабе.

    См. «Ахкамуль хуль’ фи ш-шариатиль ислямия», стр. 251

  4. admin:

    Исламские правоведы единогласны в том, что женщина должна выжидать срок идды из-за вероотступничества мужа или расторжения брака между ними. Если муж станет вероотступником, то у женщины начнется период идды. Однако есть разногласия среди ученых относительно влияния казни ее мужа вероотступника на срок идды. Маликиты, шафииты и Абу Юсуф из ханафитов посчитали, что она будет выжидать срок идды как при таляке (разводе). Абу Ханифа и его ученик Мухаммад посчитали, что срок ее идды будет 4 месяца и 10 дней, как при смерти мужа.

  5. admin:

    Что касается случая, когда муж, давший жене окончательный развод (таляк баин) умирает во время ее идды, то ее идда не превращается в идду женщины, у который умер муж. Однако, если он умер во время ее идды от таляка, во время которого можно вернуть жену (таляк раджий) , то в этом случае ее идда превращается в идду женщины, у которой умер муж, а именно 4 месяца и 10 дней.

  6. admin:

    Также ученые упоминают идду женщины, чей период менструальной «чистоты» или наоборот затягивается дольше обычного. Если затягивается период «чистоты», то ее называют аль-муртаба (المرتابة), а если затягивается период хайда, то ее называют мустахада (المستحاصة).

  7. admin:

    По мнению шафиитов и ханафитов, женщина аль-муртаба будет ждать пока начнется менструальный период, а после этого будет выжидать идды как обычно. Ей придется ждать даже если это продлится несколько лет. В такой ситуации ученые рекомендуют обратиться к врачам, для устранения проблемы. Свое мнение они аргументировали тем, что Усман, да будет доволен им Аллах, принял такое решение во время шариатского суда.
    Однако, маликиты и ханбалиты считают, что ее идда будет продолжаться один год

  8. admin:

    Что же касается женщины аль-мустахада, то относительно нее ученые разошлись на три мнения. Мнение по которому дается фетва в ханафитском мазхабе, заключается в том, что ее идда будет продолжаться семь месяцев. Маликиты сказали, что она будет подобна женщина аль-муртаба и период идды для нее будет равен одному году. А шафииты и хнабалиты сказали, что ее идда будет равна трем месяцам

  9. Ас саляму аляйкум. Что значит пока не умрут ровесники мужа? Разъясните пожалуйста.

    • admin:

      Ваалейкум ассалам ва рахматуЛЛахи ва баракатух.

      Под этим подразумевается, что должно пройти столько времени, пока не умрут ровесники мужа. Например, если муж пропал без вести в возрасте 30 лет, то его одноклассники, например, умрут в среднем через 30-35 лет. Получается женщине нужно будет прождать около 30-35 лет и только после этого выждать идду, как по умершему мужу.

      Надо учитывать, что здесь подразумевается ситуация, когда не известно жив человек или нет. Если известно, что пропавший без вести муж точно умер, то ждать столько времени не нужно.

  10. Ассаляму алейкум!

    Если муж дал жене окончательный развод (3 раза) он обязан лишь обеспечить ее жильем, а она должна не выходить из дома.

    Хотелось бы уточнить из чьего дома? Она возвращается к уали и ждет там окончания срока идды или должна остаться в доме мужа. Должна ли она покрываться перед ним в этот период?
    Если она окажется беременной, то после родов будет разведена окончательным таляком. Если он захочет соединиться с женой и воспитывать ребенка в полной семье, получается он уже не сможет этого сделать?
    ДжазакаЛлаху хайрон!

  11. Ассаламу Алейкум!
    У меня ситуация такая жизненная ситуация, развелся с женой (до принятия ислама) в марте месяце, некоторое время назад принял ислам, хочу вернуть свою жену, и сделать с ней никях. Проблема заключается в том, что она на данный момент в своего рода отношениях с другим мужчиной (но близости у них по зависящим от здоровья жены причинам не было и нет), к тому же бывшая жена не исповедует ислам (что я надеюсь в будущем исправить, иншаллах)
    Вопрос следующий, необходимо ли ждать 3 месяца (идда), после ее переезда от сожителя, или как только она от него съедет можно сделать никях в Мечети?

  12. ассаляму алейкум,считается ли развод действительным :если вечером жена очистилась от месячных,и у них с мужем ночью была половая близость , а на утро муж дал развод жене ? как я читала,надо сначала выждать когда придут месячные и женщина очиститься и только потом можно дать развод? и еще такой вопрос: идда считается прошедшей когда женщина очиститься от месячных третий раз или как только придут месячные третий раз?

  13. Амина:

    Ас салам алейкум. Можно уточнить иддда после 1го развода , сколько время ждать должны супруги ,?

  14. Фатима:

    Ассаляму алейкум ва-Рахматуллахи ва-Баракятух. Разясните пож.кто знает…женщина выжидающая срок которая не живет в доме мужа а живет отдельно может выйти на работу без разрешения мужа если он не помошает содержать ребенка?

Оставить комментарий

Проверка *