хадж

Вопрос

Обязан ли мусульманин оплачивать хадж своей жены, если он владеет необходимым состоянием?

Ответ:

Муж не обязан брать на себя материальное обеспечение поездки в хадж своей жены, даже если он будет богатым. Но это является желательным, за что он получит вознаграждение от Аллаха, но не будет наказан, если не совершит этого.

Этого не обязывают ни Коран, ни Сунна, так как ислам сделал махр (свадебный подарок для невесты) её исключительным правом, которым она может распоряжаться как хочет.

Шариат обязал мужчину хорошо обеспечивать её в материальном плане (лишь в вопросе еды, проживания и т.д.), но не обязал его расплачиваться за её долги, выплачивать закат с её имущества или оплачивать её хадж и так далее. 

Шейха Ибн Усеймина, да помилует его Аллах, спросили: «Получит ли вознаграждение человек, если наймет того, кто совершит хадж за его жену, которая умерла так и не совершив его?» Он ответил: «Будет лучше, если он сам совершит хадж за нее, чтобы совершить все обряды хаджа наилучшим образом…», а потом он добавил: «Что касается обязанности, то он не обязан этого делать» (См. «Ал-Лика аш-шахри», 34/579).

Поэтому, если он не обязан совершать за нее хадж после её смерти, то не обязан обеспечивать её дорогу на хадж и при её жизни.

Это с точки зрения обязанности, а с точки зрения уважения и хорошей совместной жизни, то если он сделает это (то есть оплатит её дорогу на хадж), так ведь Аллах не забывает благих деяний мусульман и запишет ему вознаграждение за её хадж.

Также ученые упоминают момент, когда мужу необходимо оплатить хадж жены. Это момент, к примеру, когда он склонил её к половой близости до того, как она завершила обряды хаджа (находясь в хадже).

Шейх Абду-ль-Карим Зайдан сказал: «Нет среди прав жены на мужа того, чтобы он был обязан обеспечивать её совершение хаджа или вносить свою долю в это обеспечение» (Аль-Муфассаль фи ахками-ль маръа», 2/177). 

Шейха Аль-Альбани, да помилует его Аллах, спросили именно об этом вопросе и он ответил, что муж не обязан оплачивать хадж своей жены. Это по отношению к мужу, а если у жены есть деньги достаточные для хаджа, то хадж для нее обязателен, а если нет, то хадж для нее не обязателен.

[По материалам сайта уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида — islamqa.info].

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос