Сахур

Определение

Сахуром в арабском языке называется всё то, что пьют и употребляют в пищу в конце ночи, незадолго до появления зари. Само же употребление этой пищи и этого питья называется сухуром. Чаще всего используют слово сахур, но, как говорят, правильнее будет употреблять слово сухур, поскольку сахур – эта пища, а вознаграждение полагается за её приём, а не за неё саму.

Сахар (мн. асхар) в арабском языке – это конец ночи незадолго до появления зари. Также говорят, что это промежуток времени от начала последней трети ночи до появления зари.

В фикхе эти слова употребляются в таком же смысле.

Шариатский хукм

Прием пищи незадолго до появления зари является сунной для постящегося. Ибн Мунзир даже передаёт, что относительно желательности сухура имеется единогласное мнение всех исламских ученых (иджма’).

Анас – да будет доволен им Аллах! – передал, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Принимайте пищу перед появлением зари, ибо поистине, в этом есть баракат!» (аль-Бухари и Муслим), — а со слов ‘Амра б. аль-‘Аса – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Разница между нашим постом и постом людей Писания – приём пищи перед появлением зари» (Муслим).

Сухур также служит человеку поддержкой для соблюдения поста. На это указал Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – когда говорил о желательности сухура, сказав: «Поддержку для поста ищите в приёме пищи перед появлением зари, а для ночных молитв – в небольшом сне перед полуднем!» (Ибн Маджах).

Достоинство сахура можно достигнуть посредством всего, что только можно будет назвать приёмом пищи или питьём, в соответствии с вышеприведённым хадисом ‘Амра б. аль-‘Аса. Это также подтверждается и хадисом, который передаётся от Абу Са’ида, где Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – говорит: «В приёме сахура содержится благодать. Поэтому не пренебрегайте им, даже если это будет всего один глоток воды, ибо поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто принимает пищу перед появлением зари!» (Ахмад).

В хадисе, который передаёт Абу Хурейра, – да будет доволен им Аллах! – сообщается, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Верующий получит большое вознаграждение, если поест финики перед появлением зари» (Ибн Хиббан).

Время сахура

Как утверждает большинство ученых, время сахура – это промежуток, начинающийся с середины ночи и заканчивающийся появлением зари. Некоторые ханафиты и шафииты сказали, что это промежуток времени между началом последней трети ночи и появлением зари. Большинство ученых считает, что сахур желательно откладывать до тех пор, пока у человека не возникнет опасение, что появилась вторая заря (фаджру-с-саний), в соответствии со словами Всевышнего: «Ешьте и пейте, пока не станете отличать белую нить зари от черной» (Коран, 2: 187). В этом аяте имеется ввиду вторая заря, так как Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Пусть азан Билала и продолговатая заря не останавливает вас от сахура. Прекращайте только когда увидите зарю, рассеянную на горизонте!» (ат-Тирмизи).

Желательность откладывания они также подтверждают словами Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – «Моя умма будет пребывать в благе, пока будет откладывать сахур и не будет медлить с приёмом пищи после захода солнца» (Ахмад), — и тем, что смыслом сахура является придание силы для соблюдения поста, и чем ближе к появлению зари будет сухур, тем больше в нём будет поддержки для поста.

Откладывание сахура к сомнительному времени

Шафииты, ханбалиты и Мухаммад б. аль-Хасан говорят, что приём человеком пищи и питья, когда он сомневается, появилась ли вторая заря, не является порицаемым поступком. Ахмад, как передаётся в ривайате Абу Давуда, говорил: «Если человек сомневается, появилась ли заря, то он может продолжать приём пищи пока у него не возникнет уверенность в её появлении, так как в данном случае действует основа – продолжение ночи (бакау-ль-лейли)». Некоторые ханбалитские ученые, в том числе аль-Аджуррий, говорили: «Если двух людей, разбирающихся в установлении факта появления зари, попросят пронаблюдать за зарёй, и впоследствии один из них скажет, что заря появилась, а другой скажет, что не появилась, то можно будет принимать пищу, пока они оба не станут утверждать о появлении зари». Такие же слова принадлежат группе сподвижников и некоторым другим людям.

По мнению ханбалитов порицается совершение полового акта в то время, когда имеется сомнение, появилась ли вторая заря, так как в данном случае человек может впасть в такую ситуацию, когда он обязан будет совершить каффару (искупление нарушенного посредством полового акта поста), а также по той причине, что совершение полового акта не является таким поступком, который придает силы для соблюдения поста.

Ханафиты придерживаются мнения, что если человек сомневается в появлении зари, то ему желательно не есть, поскольку он не исключает возможность её появления, а поскольку приём пищи нарушает пост, то ему следует проявлять осторожность. Автор «аль-Бадаи’» пишет:

«В этом случает действует основа, которая передаётся от Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – в хадисах: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними есть сомнительное…» (аль-Бухари и Муслим); «Оставь то, что вызывает у тебя сомнение, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» (ат-Тирмизи).

Но если человек поест, будучи сомневающимся в появлении зари, то на него не будет возложена обязанность возместить нарушение поста, так как нарушение поста в данном случае будет считаться сомнительным по причине наличия сомнения в появлении зари, а также потому, что в данном случае действует основа «продолжение ночи», и потому, что наступление дня не устанавливается сомнением».

В «аль-Фатава-ль-хиндийа» написано: «По основному мнению, если человек поест когда уже появится заря, то он должен будет возместить этот день поста. Но очевидно, что он не должен его возмещать, если ему не было точно известно о появлении зари. Возмещать он должен только в том случае, если он ел заведомо зная о появлении зари, но и при этом никакие дополнительные искупительные действия на него не возлагаются».

Абу Ханифа, Абу Йусуф и некоторые маликиты говорят, что приём пищи и питьё в момент сомнения относительно появления второй зари является порицаемым. Аль-Хасан передаёт со слов Абу Ханифы, что в случае возникновения сомнения относительно появления зари принимать пищу не следует, а кто поест тот поступит не хорошо, в соответствии с хадисом: «Кто впал в сомнительное, тот подобен пастуху, который пасёт своё стадо у границ заповедного места, опасаясь что окажется на его территории. У каждого правителя есть своё заповедное место, а заповедным место Аллаха на Его земле являются Его запреты» (аль-Бухари), — а кто ест имея сомнение в появлении зари, тот ходит у границ заповедного места имея опасение оказаться в нём, и из-за приёма пищи подвергнуть свой пост нарушению, поэтому это является порицаемым.

Большинство маликитов утверждает, что тот, кто поел имея сомнение относительно появления зари, обязан возместить пост, несмотря на принцип продолжения ночи. А сам этот поступок по их мазхабу считается запрещенным. Исключение составляет тот случай, когда таковому станет известно, что он поел до появления зари.

У них это касается только обязательного поста, что же касается дополнительного поста, то по единогласному мнению возмещать его не надо, поскольку приём пищи во время него не является харамом. Единогласно также, что на того, кто поел, будучи сомневающимся в появлении зари, не возлагаются никакие искупительные действия. А кто поел будучи убеждённым в том, что ночь продолжается, затем у него возникнет сомнение, то он должен будет возместить, но не будет считаться впавшим в запретное. И если человек в момент появления зари будет принимать пищу, то он обязан будет выплюнуть всё со рта.

Следование за иджтихадом, устанавливающим факт появления зари

Если человек желает поесть перед появлением зари, но не имеет возможности самостоятельно или с помощью другого человека точно установить факт появления зари, то он может прибегнуть к иджтихаду. Аль-Хальваний говорит, что нет ничего плохого в том, чтобы принимать пищу, руководствуясь не твердой убеждённостью относительно появления зари, а обоснованным мнением (акбару-р-ра’йи), если это такой человек, который разбирается в таких вещах, если же он не разбирается, то ему следует оставить приём пищи.

Нет ничего плохого и в том, чтобы принимать пищу, руководствуясь звуком барабанов, используемых для объявления о начале сухура, при условии, что их много, и звуки от них раздаются с разных краёв города. Можно также опираться и на звук только одного барабана, если известна праведность того человека, который в него бьет. Если же он неизвестен, то одиночным звуком нужно пренебречь и не есть.

Некоторые ханафиты не разрешают руководствоваться в этом деле криком петуха. Другие же сказали, что в этом нет ничего плохого, если это такой петух, чья надежность в этом деле неоднократно проверена.

(Кувейтская Энциклопедия фикха)

перев. с араб.: Арсен Шабанов

Оставить комментарий

Проверка *