Вашему вниманию предлагается перевод фетвы уважаемого шейха Мухаммад Салиха аль-Мунаджида, да сохранит его Аллах, в которой затрагивается вопрос предоставления жене отдельного жилья по её требованию.

 

Вопрос:

 

Я женился на двоюродной сестре (дочери дяди по матери) полтора месяца назад и не почувствовал счастья в этом браке. Она неуважительна по отношению ко мне, часто уходит из дома, чтобы навещать близких, и не подчиняется мне в некоторых вещах. Однажды она сказала мне: «Я хочу отдельный дом!», зная, что я живу со своим братом, его женой и своей сестрой. Все мы довольны нашей сплочённостью и тем, что мы остаёмся одной семьёй. Я поклялся ей, что её просьба будет осуществлена, но попросил подождать некоторое время, но она отвергла и ушла к родителям.

Наш разговор дошёл до моей матери, и она узнала о том, что моя жена хочет разделить нас с братом в жилье. Она сказала: «Если ты будешь жить со своей женой в отдельном доме, то я никогда не войду в твой дом! Не войдет и твой брат, а также все члены твоей семьи!»

Сейчас я в тяжелой ситуации:

1. Ослушаться мать и подчиниться воле жены или потерять жену и послушать мать? Надо отметить, что она не ставила во время заключения брачного договора (никах) условие, чтобы у нас был отдельный дом, а говорила лишь о завершении учёбы.

2. Моя семья хочет, чтобы я развелся с ней и вернул имущество, которое дал ей, потому что она ослушается меня.

3. Моя семья и моё окружение будет считать мой поступок недостойным и низким, если я переселюсь из дома, в котором сейчас живу со своим братом.

Мой вопрос в том, является ли моя жена действительно ослушавшейся меня?

 

Ответ:

 

Хвала Аллаху Господу миров!

Во-первых, следует, чтобы связь между супругами была основана на любви и уважении, особенно, если между ними есть и родственные узы, когда брачные узы объединяются с родственными. Следует, чтобы обе стороны стремились к осуществлению связи подобного рода.

То же, что случается из плохих взаимоотношений между супругами иногда может происходить из-за мужа, а иногда из-за жены, или из-за них обоих. Поэтому необходимо искать причины её неуважительного отношения к тебе, неподчинения твоим повелениям, а потом стараться устранить их.

Некоторые женщины, которые только-только вышли замуж не знают о важности подчинения мужу и о понятии попечительства, которым он обладает. Поэтому они нуждаются в некотором времени, чтобы осознать это, а, возможно, нуждаются и в том, кто укажет им на это и обучит. Надеюсь, ты пользуешься некоторыми дисками и полезными книгами, которые рассказывают о супружеских узах и основах их успеха.
В то же время некоторые мужчины переходят границы, желая, чтобы жена слушалась его и подчинялась абсолютно во всём. Если она поспорит с мужем, внесёт какие-то свои предложения или немного опоздает с выполнением его повеления, он начинает обвинять её в том, что она ослушивается его, не уважает, и ослушивается повеления Аллаха.

Мужчине ни в коем случае не следует относиться к своей жене, как к служанке. Жене необходимо предоставлять то, на что она имеет право из уважения, советов, высказывания мнения и обсуждения для достижения того, что лучше и полезнее.

Во-вторых, жена имеет право на отдельный дом, в котором будет жить со своим мужем и детьми, который с ней не будет разделять кто-то ещё: мать, отец или близкий человек. Это мнение, к которому склоняется большинство учёных ханафитов, шафиитов и ханбалитов. Они также посчитали, что она может противиться тому, чтобы жить с отцом, матерью или братьями мужа.

Имам аль-Касани пишет следующее в книге «Аль-Бадаи’ ва с-санаи’»:

«Если муж захочет поселить её вместе с одной из жён (первой или второй), либо со своими родственниками: своей матерью, сестрой, свой своей дочерью от другой жены, либо другими родственниками, а она откажется, то он обязан поселить её в отдельном доме. Потому что есть вероятность, что они причинят ей вред или неприятности во время совместного проживания. Её отказ и указывает на неприятности и вред. Также (ему стоит поступить так) потому, что муж нуждается в том, чтобы вступать в половую близость и взаимные наслаждения с женой в любое желаемое время, но он не сможет сделать этого, если в доме будет третий человек».

Шейху-ль ислам Ибн Таймия считает, что, если муж будет бедным и не может обеспечить жену отдельным жильём, то она не может требовать от него то, что он не в силах сделать. Ей необходимо будет проявлять терпение, пока Аллах не обогатит его. См. слова шейха в книге «Маталибу ули н-нуха» (5/122).

В итоге получается, что отдельное жильё – это право жены, даже если она не ставила это условием во время заключения брачного договора. Поэтому она может требовать жильё сейчас, и не считается ослушивающейся мужа из-за этого. Что же касается слов, распространённых среди людей, что это (желание жить отдельно) является разделением между братьями, то на это даже не стоит обращать внимания, так как это законное право жены. (Вообще, в отдельном проживании) есть польза для обоих супругов с точки зрения отсутствия смешения полов (то есть в одном доме не будут находиться разные, чужие друг другу, люди), взора на запретное.

К сожалению, во многих семейных домах, в которых совместно живёт много людей, человек может смотреть на жену своего брата, возможно, даже пожимает ей руку (при приветствии) или остаётся наедине в одной комнате. Всё это приводит к ревности, зависти, раздору. К тому же, иногда могут возникать разногласия и из-за детей. А ведь нет сомнений в том, что человек является чужим по отношению к жене своего брата, поэтому ему не дозволено пожимать ей руку, оставаться с ней в одной комнате или смотреть на неё, кроме случая, если он будет для неё махрамом с другой стороны, например, будет молочным родственником.

Тот, кто посмотрит на семейные дома с совместным проживанием станет уверен, что мудрость и польза заключается в том, о чём сказали учёные: поселении жены в отдельном доме. Потому что в этих (совместных) домах бывает много проблем и разногласий между супругами, между мужчиной и его братом, между женой и матерью мужа, и так далее. Это, не считая многочисленных неприемлемых с точки зрения ислама вещей.

В завершении ответа мы советуем тебе стараться добиться согласия между твоей женой, матерью и семьёй. Чтобы ты давал каждому своё право: жене – её право жить в отдельном доме. Тебе не навредит то, что кто-то из твоей семьи будет злиться на тебя, потому что ты не ошибся в этом. Однако тебе необходимо крепко держаться родственных уз со своими родственниками, матерью, братьями.

Если сейчас ты не можешь обеспечить жену отдельным жильём, то можно дать ей хорошее обещание, и попросить проявить терпение, пока Аллаха не сделает тебя богатым.

Мы просим Аллаха улучшить ваше положение, сплотить вас, и прибавить вам уважения, любви и согласия.
Аллах обо всём этом знает лучше!

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос