nauka

 

 

Данный период начинается с начала второго века хиджры и продолжался до середины четвертого века хиджры.

 

Это время получило такое название, так как именно в эти годы началось активное составление научных трудов. Началось записывание хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, фетв муфтиев, коими были сподвижники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и табиины, были выпущены словари по толкованию Корана, по фикху и опубликованы очерки по науке усуль-уль-фикх (основы фикха). В эту эпоху появилось большое количество талантливых ученых-муджтахидов. Они подлинно были носителями духа фикха. Великие имамы этого времени навсегда оставили след в сфере исламской юриспруденции.

 

Расцвет фикха, активная деятельность по иджтихаду в эту эпоху произошли по ряду причин. Площадь исламского государства расширилась. На востоке Халифат граничил с Китаем, а на западе с территорией современной Испании. Таким образом, в его состав вошло много различных народов с разной культурой, обычаями и нормами взаимоотношений. Для новых территорий вместе с их поселенцами требовался закон, согласно которому люди могли бы решать свои вопросы. Источником таких норм мог быть только шариат. Таким образом, ученые тратили свои силы на то, чтобы обратить людей к шариату. Исламские богословы составляли труды, в которых трактуются положения мусульманского права, указывали доказательства (далилы) на то или иное постановление (хукм). Так формировались правовые решения по вопросам, с которыми сталкивалось государство.

 

Дорога для активной законодательной деятельности была облегчена и расчищена, так как Коран и Сунна были доступны всем людям, а предшественники уже разобрали трудные вопросы. Коран был записан в форме книги, и его могли читать как простой народ, так и знать. Большая часть хадисов была записана начиная со второго века хиджры, также были записаны фетвы сподвижников.

 

Именно в это время для талантливых ученых была создана такая атмосфера и такое окружение, которые помогли людям раскрыть свой огромный потенциал.

 

 

Ученые этого периода

 

 

В конце первого века хиджры сподвижники, разъехавшиеся во все концы Халифата с целью обучения людей канонам Ислама, находились в близких отношениях с табиинами (следующее поколение после Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сподвижников, заставшее в живых сподвижников – прим. islamcivil.ru). Последние взяли от сподвижников знания о Коране, передали от них хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, выучили фетвы сподвижников по различным вопросам и переняли от них знания в области фикха. Среди таабиинов были и такие, кто давал людям фетвы непосредственно еще при жизни сподвижников, как Саид ибн Мусайиб в Медине и Саид ибн Джубайр в Куфе. Затем все эти табиины встретились с таби табиинами (следующее поколение людей после табиинов, которые видели живых табиинов – прим. islamcivil.ru) и передали последним то, чему научились от сподвижников. Табиины учили таби табиинов как правильно понимать Коран и хадисы, как правильно выносить решения по вопросам фикха. Затем, таби табиины передали все это исламское наследие людям, являющимся представителями следующего поколения – поколению четырех имамов.

 

Когда ученые из числа сподвижников покинули этот мир, их место заняли ученые-табиины. Затем, на место ученых-табиинов пришли ученые-таби табиины. Ученые, являющиеся представителями поколения четырех имамов стали приемниками ученых-таби табиинов. Таким образом, табиины были учениками сподвижников; таби табиины были учениками табиинов; представители поколения четырех имамов были учениками таби табиинов.

 

В Медине известными учеными были: Умар ибн аль Хаттаб, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Умар, Зайд ибн Сабит. Наиболее известными учениками этих людей были: Саид ибн Мусайиб, Урва ибн Зубайр. Наиболее известными учениками Саида и Урвы были: Мухаммад ибн Шихаб Аз-Зухри и Яхья ибн Саид. Наиболее известными приемники этих последних двух были: Малик ибн Анас вместе со своим окружением.

 

В Мекке наиболее известным ученым-сподвижником был Абдуллах ибн Аббас. Его учениками были: Икрима, Муджахид и Ата. Их выдающимися учениками были: Суфьян ибн Уейна и муфтий хиджаза Муслим Абу Халид. Их известным учеником был Шафии в начале своей жизни.

 

В Куфе самым известным ученым-сподвижником был Абдуллах ибн Масуд. Его учениками были: Алькама ибн Кайс и судья Шурайх. Их известным учеником был: Ибрахим Ан-Нахаи. Его известным учеником был: Хаммад ибн Абу Сальман, который был учителем Абу Ханифы и его группы студентов.

 

В Египте самым известным ученым-сподвижником был Абдуллах ибн Амр ибн аль Ас. Его учеником был муфтий Египта Зайд ибн Хабиб. Его учеником был Лейс ибн Сад и его сверстники из племени абд аль Хакам. Их приемником стал Шафии в последние годы своей жизни (так как именно в последние свои годы он и провел в Египте, где окончательно и сформировался его мазхаб).

 

Ученые обладали правом выносить фетвы. Такое право они получали не по приказу халифа. Сами люди вверяли им это дело. Люди доверяли ученым, как доверяли их учителям-сподвижникам, будучи удовлетворенными благим нравом и отменным характером ученых, их памятью и пониманием религии.

 

 

Источники права

 

 

Источниками права в это время были: Коран, Сунна, Иджма, Иджтихад.

 

Когда муфтий находил в Коране, или в хадисах указание на решение вопроса, который перед ним стоял, он ограничивался этим. Когда же он не находил текста, дающего явного указания, он обращался к фетвам предшественников. Если он видел, что предшественники вынесли единогласное решение по данному вопросу, он опирался на это решение. Когда же муфтий не находил ответов ни в Коране, ни в хадисах, ни в решениях ученых прошлого, он прибегал к иджтихаду, вынося свое решение, опираясь на тексты священного Корана и хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

 

В это время сформировалась целая группа мусульман, которая взяла на себя заботу по собиранию Корана, заучиванию его наизусть и обучению других заучиванию Корана. Это группа состояла из знаменитых семи чтецов Корана, которые прославились своей блестящей памятью, своим полным знанием наизусть всего Корана и правил его чтения.

 

В этот период также был улучшен шрифт Корана. Коран был записан на куфийском шрифте без точек и огласовок. Читать его можно было, зная наизусть суру. Однако, по мере вхождения в Ислам многочисленных народов-не арабов, возникала опасность того, что люди, читающие Коран могут впасть в ошибки при чтении. Поэтому, шрифт дополнился огласовками и точками.

 

В это время началось записывание хадисов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В эту эпоху были составлены наиболее известные шесть сборников хадисов и другие книги по хадисоведению.

 

 

Заключение

 

 

Мусульманин обязан изучить основы своей религии. Он должен знать Кто такой Аллах, какова суть исламской идеологии. Затем, он должен знать, как правильно совершать омовение, молиться, совершать похоронную процессию, как правильно покупать и продавать. Мусульманин должен получить основные знания о религии, строя свое изучение по правильной программе. Говоря в общем, он должен знать, для чего он в этом мире, и как он в нем должен жить.

 

Данный краткий исторический очерк демонстрирует нам достоинство ученых. Они получили знания от сподвижников и довели до нас эту религию. Все это заняло огромное время и стоило титанических усилий. Именно труды ученых помогают мусульманину сегодня понять для чего он в этом мире, и как он в нем должен жить.

 

 

Нуруддин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос