Средние века

 

Первое упоминание о мусульманах на территории Чехии содержалось еще в старославянском тексте «Жизнь святого Цирила», а огромное количество найденных мусульманских монет при раскопках на Мораве уверенно указывает на существование в то время торговых отношений с исламскими странами. Существует рассказ предпринимателя и путешественника времен царствования царя Болеслава Первого (965 год), где он сообщает, что из турецких земель приезжают мусульмане, покупать отроков и меха.

Коран был переведен на латинский язык в 1147 году, а впервые напечатан на нем в 1543 году. Чешский проповедник и мыслитель Ян Гус упоминает о нем в своих повествованиях в XV веке. В то же время в Чехии выходит книга «Против Алкорану», то есть против турецкого закона, за авторством священника Бартоломея Дворского. Дальнейшее упоминание об Исламе встречается в рассказах Вацлава Будовца в XVI веке после его путешествия по Турции. На чешский язык Коран был переведен и издан в начале 20 века.

Воздействие ислама на население территорий чешских земель было слабым по сравнению, например, с Болгарией и Хорватией, которые уже к концу XIV столетия были подчинены Турции, чья власть продолжалась вплоть до конца XIX, начала XX столетия.

 

Чехия и Европа

 

До Первой мировой войны территория Чехии была частью Австрийской монархии. В 1878 году Австрия оккупировала Боснию и в 1908 ввела ее в состав своих территорий. Таким образом, население Австрии увеличилось за счет боснийских мусульман. Народы с оккупированных земель стали переезжать на территорию Чехии, чтобы заняться здесь повышением образования либо многочисленными ремеслами. В 1912 году император Франц Иосиф Первый подписал закон, официально признающий ислам на территории Австрии.

Мусульманское население Германии сильно возросло в период перед началом Первой мировой войны, особенно в Берлине. Германия соперничала с Британией и Францией во влиянии и заключила ряд коммерческих договоров со Стамбулом, занимаясь обустройством османской инфраструктуры, модернизацией ее армии и т.д. Так же среди пленных было много татар, черкесов и других мусульман с Кавказа, которые после войны остались жить на территории Германии. В это время в Берлине была построена мечеть, действующая до наших дней.

После распада Австро-Венгрии в 1918 году боснийские мусульмане в большинстве своем остались на территории вновь возникшей Чехословакии. Только в середине 30-х годов ХХ века мусульмане стали объединяться, не принимая во внимание национальную принадлежность. В конце 1934 году несколько практикующих мусульман, интеллектуалов того времени, основали Мусульманскую религиозную организацию Чехословакии. Общество насчитывало около 700 членов. В связи с несогласием внутри сообщества (неясностями в процессах заключения браков (общество тайно заключало полигамные браки), похорон, желании иметь свой официальный язык), датой государственного признания является декабрь 1941 года. Членами этого общества являлись практикующие мусульмане, студенты-иностранцы и определенное количество новообращенных граждан Чехословакии. В период 1937-1945-х годов организация издавала журнал чешско-словенских мусульман «Голос».

В это же время происходят первые попытки строительства мечети. Попытки не увенчались успехом и во время правления коммунистического режима. В то время каждая церковь или религиозная организация должны были заявить документально, что будут принимать участие в строительстве социалистического общества. Закон не имел ничего общего с понятиями свободы вероисповедания. Возможность существования была обеспечена только тем организациям, которые просили государство одобрить деятельность конкретных религиозных деятелей и государственная комиссия должна была вынести одобрение. В таком случае государство дотировало данные организации и выплачивала священнослужителям зарплаты. Мусульмане страны этот шаг навстречу государственным структурам не сделали.

Дальнейшее увеличение числа мусульман на территории современной Восточной Европы было связано с событиями Второй мировой войны, а именно за счет пленных мусульман, которые решились сотрудничать с Германией. И хотя по окончанию войны многие из мусульман были казнены, большому количеству людей из них повезло выжить в Германии и поселиться там. В настоящее время на территории Германии проживает около двух миллионов мусульман, в основном в Берлине, Кельне, Франкфурте, Мюнхене и Штутгарте. По всей стране существует сеть мечетей. Почти так же дело обстоит в Австрии, где сегодня насчитывается порядка 30 мечетей и молельных центров.

 

Чехия

 

История чешских мусульман не была бы полной без упоминания имени пришедшего в свое время в ислам Алоиса Бохдана Бриксиуса, который стал душой-организатором Мусульманского Религиозного Общества. Он был членом ее правления (Меджлиса). После Второй мировой войны документ «Декрет Бенеша» аннулировал статус МРО, полученный им в 1941 году.

О новой регистрации Союз мусульманских сообществ запросил в 1968 году. Но его деятельность практически отсутствовала до 1989 года. В июне 1990 года Чешская Социалистическая Республика подтвердила право мусульман на полноценную духовную жизнь. В мае 1991 года в Праге состоялась встреча Союза мусульманских религиозных сообществ, но как религиозная организация Союз зарегистрирован не был. Поэтому возникли фонды для создания и эксплуатации исламских центров в Праге и Брно. Они получили официальный статус от властей ЧР. Руководителем по сей день является профессор Мухаммед Али Шилгавы. Одновременно возник Союз мусульманских студентов и молодежи, членами которого в основном являются арабские студенты. Еще одной организацией, которая действует в наше время на территории Чешской республики, является Исламский союз – объединение друзей исламской культуры. Он зарегистрирован официально Министерством внутренних дел Чехии, как культурная и общественная организация, и был признан членом Исламской мировой лиги. Возглавляет Исламский Союз Салим Владимир Волдан.

В городе Брно ростки исламской коммуны возникли еще в 1992 году, когда была организовано первое помещение для совершения молитв. Исламский Фонд был заложен в 1994 году, его официальной целью было построение и осуществление деятельности мечети в городе Брно. В 1995 году Исламский Фонд приобрел на средства, пожертвованные прихожанами, участок земли. Городские власти долгое время препятствовали выдаче разрешения на строительство, так как в прессе появились сообщения о планирующейся стройке мечети, и население стало выражать недовольство этим фактом, подписывая петиции и собирая демонстрации под руководством местной церкви. Но, не смотря на шумиху в прессе, разрешение на строительство после долгих мытарств органами власти было выдано. Мечеть была открыта к посещению в июне 1998 года. Во время проведения Дня открытых дверей мечеть посещали одновременно около двух тысяч человек. Большое количество студентов высших учебных заведений и училищ посещают мечеть в рамках познавательных экскурсий. Мечеть открыта каждый день на время дневных молитв, куда можно войти за пол часа до начала молитвы и покинуть в течении получаса после ее окончания.

Что касается обряда похорон мусульман в Чехии, то на общественных кладбищах городов Брно и Требич местными властями выделены отдельные места для захоронения мусульман.

Вторая мечеть должна была быть построена в санаторной здравнице – городе Теплицы. Она бы удовлетворяла желания богатых клиентов из Арабских Эмиратов, которые приезжают туда в большом количестве со своими семьями на лечение. Ее строительству в 2010 году помешала совместная инициатива христианских церквей и отрицательная реакция политиков из сената Чехии.

Возникновение Исламского Фонда в Праге берет свое начало в начале 90-х годов минувшего века. Ростки организации стали проявляться во время встреч практикующих мусульман на пятничных молитвах. Впервые совместная пятничная молитва прошла в 1989 году. Происходило это в одной из комнат, предоставленной посольством Египта. В дальнейшем места пятничных молитв менялись в зависимости от возможностей прихожан: это были и студенческие общежития, и спортивные и лекционные залы в разных районах Праги.

Только в 1992 году Фонд получил возможность арендовать помещение для проведения религиозных обрядов, как постоянное место встречи своих прихожан. Совместно с Фондом это помещение, как офис использует Союз исламских студентов.

Здание исламского центра объединяет в себе несколько отделений: мужские и женские комнаты для омовения, два молельных зала, кухню и столовую, лекционный зал, библиотеку и учебные классы, офис Союза исламских студентов.
Исламский Фонд в Праге является некоммерческой организацией. Его деятельность преследует три цели: функционирование исламского центра, благотворительность и просвещение.

Функционирование исламского центра: центр открыт каждый день – вход свободный для людей любых религиозных концессий, каждую пятницу проходит проповедь имама на трех языках – арабском, чешском и английском и совместная пятничная молитва, в которой принимает участие, примерно, 200 человек. При центре работает исламская библиотека. По субботам после обеда для всех желающих проходят лекции об исламе, а до обеда работает детская школа по обучению арабскому языку и чтению Корана. Курс лекций и уроки в школе бесплатные. В месяц Рамадан верующие приглашаются на совместный ифтар, закрывающий пост, молитву таравих, а на последние 10 дней месяца приглашаются для беспрерывного нахождения в мечети (итикаф). В центре предоставляется возможность заключения брака по нормам ислама, приготовления умершего к похоронам и ритуального обрезания мальчиков. Центр проводит консультации по вопросам религии, в особо трудных случаях есть возможность связаться с учеными из других европейских исламских центров. Что касается благотворительности – руководство располагает денежными средствами прихожан, внесенными ими в качестве обязательного пожертвования – закята, либо в виде добровольного пожертвования – садака. Эти средства отделены от пожертвований, которые выделены верующими на функционирование мечети и используются только для помощи социально слабым семьям. Иногда из этих средств выделяются суммы на медицинские нужды, которые не оплачивает медицинская страховка, в иных случаях оплачивается жилье или дорожные расходы нуждающимся мусульманам.
Фонд прослеживает ситуацию в нескольких лагерях беженцев. Помощь заключается в снабжении нуждающихся одеждой, проведении мусульманских праздников, обустройстве молельных комнат, обучении детей и оказании финансовой поддержки беженцам.

Работники Исламского Фонда передают в тюрьмы заключенным мусульманам литературу, письма, расписание молитв, навещают их в неволе. Совместно с руководством тюрем они решают возможность приготовления пищи, разрешенной мусульманам. В одной из пражских тюрем Фондом устроена молельня, в которой по пятницам проходят пятничные молитвы.

Что касается просвещения, то кроме перечисленных выше мероприятий Фондом осуществляются переводы и издание исламских книг, брошюр, а так же работа собственного сайта.

В 2004 году Министерство культуры Чешской Республики официально зарегистрировало Союз мусульманских сообществ как религиозную организацию.

Реальное количество мусульман в Чехии насчитывает около 11-12 тысяч человек. Только часть из них являются практикующими мусульманами. Самое большое количество последователей ислама в Праге, соответственно здесь находится и самое большое число исламских организаций.

 

Диана Горделадзе [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос