Событие хиджры разделило историю Ислама на два периода. К этому времени в сердцах группы мухаджиров и ансаров, присягнувших Пророку ﷺ, укрепилась исламская акида. Было заложено первое зерно исламского общества. И городом, избранным в качестве земли, где взойдет это «зерно» была Медина. Начался призыв в новых направлениях, в установлении законов и регулированию отношений между людьми.
Исламское законодательство было обращено к формированию уммы и установлению правил поведения в обществе. Первым кирпичиком, который посланник Аллаха ﷺ заложил в строительство этой уммы, стало братание между мухаджирами и ансарами, когда ансары стали предпочитать своих братьев-мухаджиров перед самими собой: «А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (Коран, сура «Собрание», аят 9)
В Медине после хиджры образовалось несколько групп людей. Там жили мухаджиры, которые переселились из Мекки, оставив позади своих родственников-язычников. Там обитали ансары из племен Аус и Хазрадж, которые присягнули Пророку ﷺ, укрыли его и помогали ему. Между ауситами и хазраджитами существовала древняя вражда, оставившая в душах людей след, подобный кровоточащей ране. Но благодаря братанию с мекканцами и единению мусульман эта вражда была погашена.
В Медине также сформировалась группа людей, чьи души были охвачены болезнью. Внешне они показывали свою приверженность Исламу, подчиняясь требованиям новой религии, однако внутри них таились неверие и ненависть к этой религии. Эти люди являлись лицемерами.
Также там жили иудеи, которые обосновались там с давних времен. Они читали священные Писания и знали о предстоящей посланнической миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Но после того как началась миссия Пророка ﷺ, им стало тягостно повиноваться ему, оставив свое лидерство в религиозных делах и возвышенное положение на земле: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него». (Коран, сура «Корова», аят 89)
Узы братства, скрепившие мухаджиров и ансаров на основе новой веры, послужили фундаментом крепких связей исламского общества, свободного от кровных уз, как это было во времена невежества. Посланник Аллаха ﷺ предостерегал от национализма и провозгласил его признаком джахилии: «Не из нас тот, кто призывает к национализму и не из нас тот, кто умер на призыве к национализму, не тот из нас, кто сражается из-за национализма». Он объяснил это следующим образом: «Оставьте ее, поистине она — фитна, разлагающая». И это объяснение должно предостерегать от фанатичной приверженности к племени и нации.
В аятах мединского периода Аллах упомянул черты лицемеров и предостерег от них, раскрыв их психологию и разъяснив опасность, исходящую от них.
Всевышний в Коране разоблачил замыслы иудеев и то, как они скрывали ниспосланное Аллахом. Господь миров также раскрыл их беззаконие, показал, как они убивали пророков, сбивали с пути Аллаха, занимались ростовщичеством, незаконно присваивали чужое имущество. Всевышний Аллах сообщил в Коране о таких чертах, характерных для иудеев, как трусость, слабость, предательство и вероломство. Все это привело к конфликтам, и посланник Аллаха ﷺ вступил с ними в борьбу и вскоре изгнал их из Медины.
Шариат мединского периода завершил неполноценное до тех пор поклонение. Были утверждены основополагающие принципы взаимоотношений между людьми, на которых строится шариат. Именно в этот период Аллах сделал обязательным для мусульман пост, закят и хадж.
В то же время были дополнены нормы, регулирующие сотрудничество людей в тех или иных ситуациях. Всевышний Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество, разъяснил, как должны составляться договора и даваться свидетельские показания, что такое оплата и что такое отсрочка. Аллах побудил людей к торговле и запретил поедать незаконно присвоенное имущество.
В Медине шариат определил порядок бракосочетания, этику семейной жизни, порядок объявления развода, раздела наследства и составления завещания.
В шариат были внесены правила ведения войны, и как следствие — порядок заключения мирных договоров, раздела трофеев и содержания военнопленных.
В Медине также были установлены наказания за тяжкие преступления. Это было сделано с целью сохранения прав человека. Все ниспосланные религии приходили с одной целью. Она включает в себя достижение пяти задач: сохранение религии, сохранение жизни, сохранение имущества, сохранение потомства и сохранение разума.
В этот период также был сформирован порядок судопроизводства, прозвучал призыв к справедливому суду между людьми: «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям» ( Сура «Трапеза», аят 49)
Если коротко, то исламское законодательство мединского периода установило правила поведения уммы в различных сферах жизни, регламентировало общественные связи и политический строй. Таким образом, Ислам стал включать в себя вероубеждение и закон, охватывающий все области человеческой жизни.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, положил начало формирования исламской цивилизации. Аллах усовершенствовал эту религию и довел до конца Свою милость людям.
Маннау ль-Каттан, из книги “Тариху т-ташрии ль-ислямий”
Перевод: Нуруддин Гаджиев [islamcivil.ru]
Появились вопросы?
Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе