Коронавирус. Наверняка, вы уже устали от постоянного присутствия этого слова в вашей жизни. Он везде. Его упоминают в новостях о погибших, в новостях о том, что мировая экономика сильно пострадает от последствий пандемии, в передачах о том, когда возобновятся футбольные чемпионаты и т.д.

Мусульман, а также верующих других конфессий по всему миру этот вирус также коснулся. Религиозные обряды, которые собирают в некоторых случаях десятки тысяч человек, теперь под угрозой приостановки.

Как быть, и что делать верующим, столкнувшимся с этой угрозой? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

 

Пандемия: испытание или наказание?

Мусульмане воспринимают легкости и трудности жизни, как испытания от Бога. Если тебе хорошо, то значит Господь хочет посмотреть на то, как ты будешь вести себя в такой ситуации. Будешь ли делиться деньгами с бедными или закроешь глаза на благотворительность? Начнёшь ли использовать своё богатство, как средство угнетения людей, или станешь улучшать город, в котором живёшь? Тоже самое и с трудностями. Если ты окажешься в сложной жизненной ситуации, станешь ли обвинять всех в своих проблемах, или будешь терпеть и стараться достойно пройти все эти трудности? Будешь ли грабить людей, чтобы прокормить семью, или станешь работать и зарабатывать честным трудом?

Но иногда и хорошее, и плохое может быть наказанием от Господа для народа за совершенные ими дела.

Так что же, коронавирус это всё-таки наказание или милость для людей? Ответ на этот вопрос будет неоднозначным. С одной стороны, гибнут и страдают люди, и назвать это чем-то хорошим сложно. Возможно, это действительно наказание для людей, которые в наше время совершают довольно много всего нехорошего. Но с другой стороны, это может быть и милостью для всех нормальных людей, потому что закрыты бары, ночные клубы и другие злачные места, вреда от которых тоже не мало.

Понять на самом деле, чем для людей был коронавирус мы сможем только после того, как он отступит, и мы подведём итоги, взглянув назад. Поэтому предлагаю поставить этот вопрос на паузу. Сейчас важно другое.

 

Мусульмане первых поколений во время эпидемий

Возможно, для кого-то это будет открытием, но мусульмане первых поколений, жившие аж полторы тысячи лет назад, соблюдали фундаментальные правила поведения во время эпидемий. И хотя некоторые мусульмане сегодня почему-то думают, что сподвижники пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или их последователи безрассудно бросались в пучину болезней, ничего не боясь, ниже я приведу историю со вторым халифом Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, и ситуацией с эпидемией, которая доказывает обратное.

Во времена правления Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, он находился вместе с мусульманским войском в Шаме (Левант). Столкнувшись с развивающейся эпидемией в одной местности, мусульмане предстали перед выбором: возвращаться в Медину или остаться в Шаме, подвергая свои жизни опасности. Умар, посоветовавшись со сподвижниками, принял решение избежать контакта с населением, среди которого бушевала эпидемия, и вернуться в Медину. Однако один из сподвижников возразил: «Неужели мы убегаем от того, что предопределено нам Аллахом?» И халиф ответил очень мудро: «Мы убегаем от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха». Это известная история, любой может проверить.

Следовательно, никто не знает, что ему предопределено, заболеть или остаться здоровым. Необходимо принимать меры и держаться подальше от эпидемии, а если оказалось так, что ты попал в ту местность, где эпидемия уже есть, то необходимо оставаться там, не нарушая карантин, чтобы, самому того не зная, не стать переносчиком болезни.

 

О закрытии мечетей

У многих мусульман возникает вопрос: можно ли закрывать мечети на карантин, ограничивая доступ в них на определенное время, чтобы избежать распространения эпидемии. «Как мы можем представить себе, чтобы в мечетях не совершались ежедневные молитвы и еженедельная пятничная молитва?» – недоумевают они.

Постараюсь коротко ответить.

Нет никаких сомнений в том, что жизнь мусульманина гораздо ценнее, чем все мечети на Земле, включая главную святыню мусульман – Каабу. Если речь идёт о здоровье мусульман или их жизнях, то мы однозначно выбираем их безопасность и здравие.

Передаётся, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, делал обход вокруг Каабы и сказал: “Как прекрасны ты и твой запах! Как велики ты и твоя неприкосновенность! Но клянусь Тем, в Чьих руках находится жизнь Мухаммада, поистине неприкосновенность мусульманина, его жизнь и имущество более велики, чем твоя неприкосновенность”». Хадис передал Ибн Маджа.

Защита жизни человека – это одна из пяти главных целей ислама, а Господь призывает нас не обрекать себя на погибель. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не обрекайте себя на гибель. И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро», сура «Корова», аят 195.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал (смысл): «Недопустимо причинять вред ни без причины, ни причинять вред в ответ» — хадис передали Ибн Маджа и ад-Даракутни.

Может возникнуть вопрос: а разве таким образом мы не отдаём приоритет сохранению жизни над сохранением религии (также одна из главных целей ислама)? Ответ – нет. Потому что в данном случае ислам не находится под угрозой. Речь идёт лишь о временном ограничении доступа к мечетям, чтобы спасти жизни людей.

Замечу, что азан (призыв к совершению молитвы) будет даваться из каждой мечети муэдзином или имамом мечети, проживающим неподалёку, который также будет совершать в них все пять молитв. Таким образом, ни азаны, ни молитвы не остановятся. В мечетях всего лишь не будет много людей.

Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, указывает, что одна из причин, по которой человек может не пойти в мечеть для совершения коллективной пятничной молитвы (джума-намаз) – это страх за свою жизнь или здоровье. К тому же, при наличии общей уважительной причины во всей местности обязанность совершения пятничной молитвы спадает с мусульман. Такой причиной могут быть, например, сильные проливные дожди.

Известного шафиитского учёного аш-Шихаба ар-Рамли спросили о том, спадает ли обязанность совершения пятничной молитвы, если сложность совершения джума-намаза будет общей для всех, как сильный дождь, и он ответил, что спадает. Такую же фетву вынес его сын, не менее известный шафиитский богослов, Шамсуддин ар-Рамли. Стоит ли сравнивать проливные дожди с пандемией, последствия которой гораздо страшнее?

Поэтому вопрос закрытия мечетей на карантин правилен с двух сторон: либо из-за общей причины, позволяющей не идти на коллективную пятничную молитвы, либо для того, чтобы таким образом победить ещё больший вред.

Соответствующее решение об ограничении доступа к мечетям во время карантина уже приняты во многих мусульманских странах. Самая главная мечеть мусульман – мечеть аль-Харам в Мекке закрыта на карантин, мечеть пророка в Медине закрыта, тысячи мечетей во всем исламском мире закрыты до улучшения ситуации. Международный союз мусульманских учёных также призвал приостановить совершение коллективных и пятничных молитвы в тех местностях, где распространился коронавирус. Муфтии многих стран призывают к этому. На мой взгляд, можно говорить почти о единогласном решении исламского мира встать на борьбу с пандемией всеми возможными способами, среди которых, несомненно, закрытие мечетей на карантин.

Может возникнуть вопрос: а если постараться соблюсти все условия, чтобы вирус не распространился среди прихожан мечети? Например, рекомендовать всем в мечети стоять на расстоянии двух метров друг от друга, не пожимать друг другу руки, выходить по очереди и т.д. Отвечу: на практике соблюсти все эти меры на должном уровне не получится. Кто будет контролировать всё это? Риски велики.

 

Мусульмане и мракобесие

Мне всегда казалось, что я должен быть умным, образованным, владеющим несколькими языками, прочитавшим сотни книг человеком и отличаться своими хорошими качествами, чтобы не ударить в грязь лицом, если мне когда-нибудь придется выступить представителем ислама, потому что люди в большинстве своём будут судить об исламе, смотря на меня, и мне бы очень не хотелось оплошать. Да и ислам призывает нас быть такими, если нам и не придётся никогда ни перед кем представлять ислам.

В сложившейся ситуации с этой пандемией мы также должны показать свой трезвый ум. Мусульманам ни в коем случае нельзя проявлять халатное отношение к пока ещё надвигающейся на нас волне пандемии, а наоборот – мы должны принять своевременные решительные действия для сохранения здоровья и жизни людей. Абсолютно согласен с мнением, что мусульманские лидеры не должны ждать просьбы властей отменить коллективные и джума намазы, так как государство при принятии подобных мер в первую очередь руководствуется экономическими последствиями своих решений, а мусульмане ничего не теряют, закрывая мечети.

Ожидая, пока власти подсчитают все убытки от закрытия госучреждений или общественных заведений, а после порекомендуют не собираться и на джума-намазы, мы рискуем здоровьем и жизнями прихожан мечети. Нам никто не должен ничего рекомендовать или, что ещё хуже, уговаривать нас. Мы должны сами проявлять инициативу. Ждать в данной ситуации означает рисковать.

Мусульмане не мракобесы. Мы – конфессия, которая всегда относилась к науке положительно, и в своё время внесли в её развитие значительный вклад. Выступать сегодня с антинаучными высказываниями значит наплевать на труды великих мусульман, развивавших эту науку в прошлом.

Прошу Аллаха поскорее избавить нас этой болезни, защитить нас и сохранить наши жизни и здоровье! Берегите себя, соблюдайте карантин, и особенно берегите наше взрослое поколение, которое находится в зоне риска. И да поможет нам Аллах!

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос