Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, в главе «О хорошем отношении к женщинам» книги «Сады праведных» приводит хадисы:

Сообщается, что Му‘авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Однажды я спросил: «О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?» Он сказал: «Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и не должен ни бить её по лицу, ни говорить ей мерзких слов, ни отворачиваться от неё, если только это не происходит дома». (Хороший хадис, который приводит Абу Дауд 2142, сказавший: «Не говорить мерзких слов значит не говорить: да обезобразит тебя Аллах!»)

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

— Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи 1162, сказавший: «Хороший достоверный хадис»).

В своих комментариях к этим хадисам шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, обращает внимание на важные, но при этом очевидные вещи, которые, к сожалению, остаются незамеченными и оставленными без внимания многими из нас.

Комментируя первый из приведенных хадисов он указывает на то, что Му‘авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, спросил: «О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?», а ведь сподвижники, да будет доволен ими Аллах, когда спрашивали Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то спрашивали не просто для того, чтобы узнать, а чтобы действовать согласно этому. И это в противовес тому, как поступают многие люди сегодня: они спрашивают, чтобы узнать, но затем не делают этого. Однако, когда человек узнает что-то из шариата Аллаха, то эти знания становятся доводом за него или против него: если он поступает согласно этим знаниям, то они станут доводом за него в День суда, если же он не будет поступать согласно этим знаниям, то они станут доводом против него и за это он будет наказан. Сподвижники спрашивали, чтобы узнать решение Аллаха по разным вопросам, а затем практиковали это сами и в своих семьях.

Поэтому, муж должен обеспечивать свою жену и расходовать на нее также, как и на самого себя: кормить и одевать также, как ест и одевается он сам. Также ему запрещено бить ее по лицу, оскорблять и унижать ее и ее родных, а если хочет покинуть ее в воспитательных целях, то делать это внутри дома, ложиться спать в другой комнате, чтобы о разногласиях в семье не узнали посторонние, ведь завтра отношения наладятся, но люди будут думать об этой женщине, как о человеке с плохим нравом. Муж должен заботиться о чести и достоинстве своей жены.

Комментируя второй хадис шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, говорит, что это величайший хадис: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом».

Наиболее полноценной верой обладает тот верующий, у которого хороший нрав, и этот хадис побуждает к приобретению хорошего нрава как в отношении Аллаха, так и в отношении людей.

Хороший нрав человека в отношении Аллаха должен проявляться в его довольстве шариатом Аллаха, Его предопределением, Его приказам и запретам.

Хороший нрав с людьми должен заключаться в том, чтобы не причинять им вреда, проявлять к ним щедрость и великодушие, а также проявлять терпение к вреду, который исходит от них.

«Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» — это лучший из людей. Он лучше всех относится к своей жене. Если в тебе или у тебя есть что-то благое и хорошее, то отдай это наиболее близким тебе людям, чтобы твоя семья стала первым, кто получит пользу от этого блага. И это в противоположность тому, как поступают сегодня некоторые люди: они проявляют плохой нрав со своей семьей и хороший – с другими людьми. Так поступать неправильно. Твоя семья имеет больше прав на твой благой нрав. Показывай им свой благой нрав, потому что они являются теми, кто рядом с тобой и днем, и ночью, в тайне и на публике, если с тобой происходит что-то плохое, то они проявляют терпение вместе с тобой, если ты радуешься, то они радуются вместе с тобой, а если грустишь, то грустят вместе с тобой. Пусть твои взаимоотношения с ними будут лучше, чем твои взаимоотношения с другими людьми. Ведь лучшими из людей являются те, кто лучше всех относится к своим женам.

Это было небольшое напоминание мужчинам из сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которое раскрыл шейх Ибн Усаймин.

Теперь, если вы раньше не знали о том, как надо относиться к женам, то теперь знаете, и эти знания становятся доводом за нас или против нас: если мы будем поступать согласно этим знаниям, то они станут доводом за нас в День суда, если же мы не будет поступать согласно этим знаниям, то они станут доводом против нас и за это мы будем наказаны.

 

Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос