Дежавю

Арабское слово инсан (человек) происходит от слова «насия» — забывать, и это потому, что человеку свойственно забывать. Но в жизни человека в отдельности и общества в целом бывают события и процессы, которые нельзя предавать забвению. И это то, что называется историей.

Как известно, история развивается по спирали: проходят времена, сменяются личности, но сами исторические процессы и следующие за ними развитие событий, неуклонно повторяются. Поэтому народы должны знать свое прошлое, чтобы колесо истории не проехалось по ним в очередной раз.

Глядя на то, что сегодня происходит в Дагестане невольно появляется состояние дежавю, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем.

Но для появления ясности в сознании нам всего лишь нужно обратиться к нашей же истории, к событиям, которые происходили чуть меньше ста лет назад, к судьбам личностей, принимавших в них участие и к судьбе самого народа.

Речь идет о событиях, связанных с падением царизма в России и приходом к власти красных, которые хотели укрепить свои позиции на Кавказе и в Дагестане в частности, но встретили определенное сопротивление со стороны горцев во главе с Нажмудином Гоцинским и Узуном Хаджи. Этих двух людей, говоря современным языком, можно назвать «лидерами бандподполья» — первый был имамом Северного Кавказа, а второй амиром Северокавказского эмирата. Советская власть, путем интриг и обмана, смогла привлечь на борьбу с ними других религиозных авторитетов: Али Каяева (представитель умеренного салафизма), Али Хаджи Акушинского (представитель традиционного Ислама), Хасана Хильми (тарикатский шейх).

Называя Гоцинского «злым духом» и объявляя «газават газаватчикам» они смогли ослабить позиции «непримиримых» и тем самым помогли покончить с ними. Но прошло время, советская власть окрепла и уже не нуждалась в своих «помощниках». В конце концов в разные годы все эти люди попали в жернова репрессий и уничтожения, потому что этой власти не был нужен Ислам ни в какой форме. А потом уже начались репрессии в отношении целых народов.

По утверждению Патимат Гамзатовой, незадолго до убийства шейх Саид Афанди сказал: «Передай им, что я не забыл 99-й год»

Можно перефразировать эти слова и произнести их устами предыдущих шейхов: Нажмудин Гоцинский: «Скажи им, что я не забыл 25-й год» Узун Хаджи: «Скажи им, что я не забыл 20-й год» Али Каяев: «Скажи им, что я не забыл 43-йгод» Али Хаджи Акушинский: «Скажи им, что я не забыл 28-й год» Хасан Хильми: «Скажи им, что я не забыл 37-й год».

Эти слова должны звучать как завещание для следующих поколений.

 Умар Гаджиалиев[islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *