Исламский этикет. Часть 1

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Аллаха нашему господину и пророку Мухаммаду, его семье, сподвижника и всем, кто следует их пути.

А затем:

Как известно, человек по своей натуре социален и не может существовать без подобных себе индивидов, которые в совокупности составляют общество. В силу этого возникает необходимость регулирования взаимоотношений между представителями этого общества. Ислам, являясь всеобъемлющей доктриной, не оставил эту сферу без внимания и своего позитивного и созидательного вмешательства. Он четко обозначил границы социальных взаимоотношений между всеми слоями мусульманского общества, начиная от института семьи и заканчивая институтом власти. Более того благонравие и этикет хорошего тона является одной из целей Шариата, о чем открыто объявил Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Поистине, я послан для завершения высокой нравственности».

Ввиду важности этой сферы нашей жизни и тех упущений, допускаемых нами в ней, мы решили опубликовать серию статей, затрагивающих некоторые стороны нашей повседневной бытовой жизни, таких как: испрашивание разрешения войти, встреча гостей, поведение в обществе старших и знатных людей и т.д.

Для этого мы выбрали небольшую и очень полезную книжку «Мин адаб аль-Ислам» — «Некоторые адабы Ислама», автором которой является известный шейх Абд аль-Фаттах Абу Гудда, и по мере перевода мы будем публиковать адабы – правила этикета – упомянутые шейхом в этой книжке.

Итак:

 

Адаб №1

 

Входя в дом или выходя из него, не хлопай сильно дверью или не отпускай ее, чтобы она сама резко и с шумом не захлопнулась. Так как это противоречит той мягкости Ислама, к которой ты себя с честью причисляешь. Вместо этого мягко прикрой ее своей рукой. Возможно, ты слышал переданные Айшей (да будет доволен ею Аллах!) слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!): «Поистине, в чем бы ни была мягкость, она всегда украшает собой это. И что бы ни лишилось мягкости, оно неизбежно становится порочным» (Муслим).

 

Адаб №2

 

Входя в свой дом или выходя из него, приветствуй домочадцев, находящихся в нем мужчин и женщин приветствием  мусульман и символом Ислама: «Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух». И не заменяй это приветствие Ислама другими, такими как: «Доброе утро!», «Привет!» и т.д. Так как, заменив его, ты тем самым оставляешь лозунг Ислама и символ мусульман, который Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) предписал своим словом и действием. Этому приветствию он (да благословит его Аллах и приветствует!) обучил и своего славного слугу Анаса. Так, Анас (да будет доволен им Аллах!) рассказывал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал мне: “О сынок! Когда ты входишь к себе домой, то поприветствуй тех, кто в нем, в этом будет благословение (баракат) для тебя и твоей семьи”» (Ат-Тирмизи).

Катада – один из выдающихся и достойнейших табиинов – сказал: «Заходя к себе в дом, поприветствуй свою семью, ибо они самые достойные (твоего приветствия) из тех, кого ты приветствуешь».  Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах!) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Когда кто-нибудь из вас явится в собрание, пусть приветствует (присутствующих), и когда он захочет уйти, пусть (тоже) приветствует их[1], ибо второе не менее достойно, чем первое» (Ат-Тирмизи).

 

Адаб №3

 

Заходя к себе в дом, прежде чем войти, дай знать тем, кто внутри, что ты входишь, чтобы не напугать их своим внезапным появлением или чтобы не показаться недоверчивым и выискивающим их измену. Абу Убайда Амир ибн Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах!) рассказывал: «Мой отец – т.е. Абдуллах ибн Масуд – когда входил в дом, давал об этом знать (делал какой-нибудь знак) и громко разговаривал, чтобы (те, кто внутри) поняли, что он заходит. Имам Ахмад ибн Ханбаль (да смилуется над ним Аллах!) сказал: «Когда мужчина заходит в свой дом, то для него является желательным откашляться и постучать ногами (у порога)». Сын Имама Ахмада, Абдуллах, рассказывал: «Когда мой отец возвращался из мечети домой, он, прежде чем войти, стучал ногами, чтобы был слышен стук его обуви, когда он входит в дом. А иногда он покашливал, чтобы те, кто в доме, знали, что он заходит. И поэтому в двух сборниках хадисов – Аль-Бухари и Муслима – сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) «воспретил мужчине (возвращаясь из поездки и т.д.) стучаться к своим жёнам ночью, (как будто он приходит) и пытается обнаружить их измену или отыскать следы (мужчин)».

 

Адаб №4

 

Если кто-либо из твоей семьи находится в своей комнате, заходя к нему, спроси разрешения, чтобы не увидеть его в том положении, в котором ни он, ни ты не хотели бы его увидеть, будь это твоя мать, отец, твой сын, твоя дочь или кто-либо другой помимо них.

Передал Имам Малик (да смилуется  над ним Аллах!) в своем сборнике хадисов «Ал-Муватта» со слов Атаа ибн Ясара: «Один человек спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): “Неужели я должен спрашивать разрешения, прежде чем войти в комнату матери?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что да, должен. Тот спросил снова: “Но ведь я живу с матерью в одном доме (неужели надо спрашивать разрешение)?” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: “Спрашивай разрешения”. Тот сказал: “Я же ей постоянно прислуживаю”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Спрашивай разрешения! Или ты хочешь увидеть свою мать обнаженной?” Тот ответил: “Конечно же, нет”, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Тогда проси разрешения!”»

Однажды к Абдуллаху ибн Масуду (да будет доволен им Аллах!)  пришел человек и спросил: «Должен ли я спрашивать разрешения войти у своей матери?» – на что тот ответил: «Ты же ведь не хочешь увидеть ее во всех ее положениях[2]». Также Зейнаб, жена Абдуллаха ибн Масуда, рассказывала: «Когда Абдуллах подходил к двери, возвращаясь после своих дел, он откашливался, (тем самым давая нам знать, что он вернулся), чтобы не застать нас делающими что-либо, что ему не понравится». В риваяте (версия хадиса) у ибн Маджа приводится, что «Абдуллах, входя в дом, откашливался и создавал (какой-нибудь) шум». Также один человек спросил Хузайфу ибн аль-Ямана (да будет доволен им Аллах!): «Должен ли я спрашивать разрешения войти у своей матери?» – на что тот ответил: «Конечно! Если ты не спросишь, то увидишь то, что тебе не понравится».

Также передал Муса ибн Тальха ибн Убайдуллах – табиин и сын сподвижника (да будет доволен ими Аллах!): «Я заходил вместе с отцом к моей матери. Отец вошел, а я последовал за ним. Тогда он повернулся и толкнул меня в грудь, так что я даже присел на землю, затем он сказал: “Ты что, хочешь войти без разрешения?!”»

Также Нафи’, слуга Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен ими Аллах!) рассказывал: «Когда кто-либо из детей Абдуллаха достигал половой зрелости, то он его отделял (от свой комнаты) и тот уже не входил к Ибн Умару без разрешения».

Ибн Джурайдж рассказывал со слов ‘Атаа ибн Аби Рабаха, что он спросил Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах!): «Нужно ли мне спрашивать разрешения у своих двух сестер, чтобы войти к ним?» Он ответил: «Да». Я повторил это, прибавив: «Обе мои сестры живут в моем доме, и я обеспечиваю их и расходую на них, так должен ли я спрашивать у них разрешения?» Он сказал: «Да. Неужели ты хочешь увидеть их обнаженными?» Затем он процитировал (аят): «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто старше их[3]». Ибн Аббас сказал: «Просить разрешения войти — обязательно для всех людей».

Ибн Масуд сообщил, что Абдуллах сказал: «Человек должен просить разрешения войти у своего отца, матери, брата и сестры».

Джабир (да будет доволен им Аллах!) сказал: «Человек должен просить разрешения войти у своего ребенка, своей матери, даже если она старая, брата, сестры и отца».

Большинство этих преданий привел Аль-Бухари в своей книге «Адаб ал-Муфрад», часть из них привел Ибн Касир в своем тафсире в комментарии к вышеупомянутому аяту.

 


[1] Иначе говоря, пусть в обоих случаях произнесет слова: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословение».

[2] То есть: возможно, она переодевается, купается и т.п.

[3] Сура 24 «Свет», аят 59.

 

Продолжение следует, иншааЛлах

 

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *