Как делать выбор в шариатских вопросах?

 

Разногласия

 

 

Вопрос: Во многих шариатских положениях среди исламских учёных наличествуют разногласия. Как мусульманину следует выбирать мнение, которому он будет следовать?

 

Ответ: Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Спрашивайте у обладателей знания, если сами не знаете» (сура «Пророки», аят 7).

 

Люди в этом отношении делятся на три категории:

 

1. Учёные, достигшие степени иджтихада (права на самостоятельный правовой анализ Корана и Сунны), – это те, кто может самостоятельно анализировать шариатские тексты и извлекать из них правовые нормы. Люди, относящиеся к данной категории, не должны следовать за кем-то другим. Они должны следовать указаниям шариатских доводов. Шейх Абдулькарим аль-Худейр (хафизахуЛлах) говорит: «Если человек способен на иджтихад, имея соответствующий уровень, то ему недозволен таклид [следование за другими. – прим. islamcivil.ru]».

 

2. Студенты, приобретающие шариатские знания, имеющие определённый уровень, позволяющий им понимать шариатские доводы, однако не достигшие уровня первой категории; – такие люди изучают правовой мазхаб или мнения учёных вместе с шариатскими доводами. Также по мере увеличения знаний они могут на своём относительном уровне анализировать признанные мнения учёных и выбирать из них те, на которые указывают более сильные по их мнению доказательства. Шейх Салих аль-Фаузан (хафизахуЛлах) говорит относительно данной категории: «Такой человек лишь выбирает из мнений учёных то, на что указывают доказательства, если он обладает для этого соответствующим уровнем».

 

3. Обычные люди, не имеющие соответствующих шариатских знаний; – таким людям необходимо задавать свои вопросы обладателям знаний. Шейх Абдулькарим аль-Худейр говорит: «Обязанностью обычного человека является следование за обладателями знания». То есть они должны следовать учёным, знания и богобоязненность которых внушают им доверие. Если таковых много, то предпочтительнее выбирать того, кто более знающ и более богобоязнен по мнению спрашивающего.

 

Люди, к которым они обращаются, должны быть учёными. Если нет возможности обращаться с вопросами непосредственно к учёным, то следует обращаться к студентам, имеющим необходимый для этого уровень знания, известным своей ответственностью, не занимающимся отсебятиной, передающим знания от учёных.

 

Относительно вопроса о том, каким образом обычный человек должен определять учёных, за которыми ему можно следовать, шейх Абдулькарим аль-Худейр говорит: «В данном случае достаточно, чтобы [положение учёного] было известно [среди людей]. Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Под известностью здесь имеется в виду то, что человек станет известным среди людей, как учёный, обладающий религиозностью и богобоязненностью, следование за которым снимает с людей ответственность; то есть люди должны знать его как обладателя знаний».

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

.

Оставить комментарий

Проверка *