О совмещении жертвоприношений курбан и акика

Вопрос:

Дозволено ли принести одну жертву с намерением на Курбан и Акику?

 

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если совместить курбан и акику, когда человек желает принести жертву акика за своего ребенка в праздничный день Курбан-байрам или в последующие три дня ташрика, то будет ли вознаграждение за курбан и акику?

Исламские правоведы разногласят в этом вопросе между двумя мнениями.

 

Мнение первое:

 

Курбан не включает акику. И таков мазхаб маликитов и шафиитов, а также одно из мнений имама Ахмада, да будет доволен ими Аллах.

Довод представителей этого мнения заключается в том, что оба действия — т. е. Курбан и Акика — имеют свою определенную цель, поэтому одно не может включить другое. А также у каждого из этих действий есть своя конкретная причина отличная друг от друга. И одно не может включить другое, как в случае с жертвоприношением как обязательным актов при совершении обряда хаджа видом тамату’ и жертвоприношением как акта штрафной санкции.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллах, в книге «Тухфатуль мухтадж» сказал: «Согласно словам представителей шафиитов, если человек вознамерился принести одну жертву для Курбана и Акики, то не считается действительным ни один из этих актов. И это очевидно, потому что каждое из этих актов имеет свою определенную цель».

Имам Хаттаб в книге «Мавахибуль джалиль» сказал: «Если кто-то заколол жертву на Курбан и Акику или мясо пустил для угощения приглашенных на свадьбу. (По этому поводу) в книге «Аз-Захира» сказано: Автор «Кабас» сказал: наш шейх Абу Бакр Фихрий сказал: если он заколол жертву для Курбана и Акики, то он не выполнит этого. А если он накормит этим мясом приглашенных на свадьбу, то это дозволено. Разница в том, что в двух первых актах имеется смысл — пустить кровь. А одна пущенная кровь не распространяется на два акта. А цель в приглашении на свадьбу — это кормление, и оно никак не сопряжено с актом пуска крови. Следовательно, подобное совмещение возможно».

 

Мнение второе:

 

Жертвоприношение будет включать себя и акику. Это мнение имама Ахмада, да будет доволен им Аллах, и ханафитсткого мазхаба. Подобное говорили — Хасан аль-Басри, Мухаммад ибн Сирин и Катада, да помилует их Аллах.

Довод представителей этого мнения заключается в том, что цель в обоих актах поклонения — приближение к Аллаху принесением жертвы. Поэтому одно включает в себя другое, подобно тому как намаз приветствия считается включенным в обязательную (фарз) молитву, для того кто вошел в мечеть.

Ибн Аби Шейба, да помилует его Аллах, привел в книге «Мусаннаф» слова Хасана Басри, который сказал: «Если заколото за мальчика, то акт акики с него отпадает».

От Хишама и Ибн Сирина, приводится: «Ссчитается совершенным для него и Акика и Курбан». От Катады передано, что он сказал: «Не считается курбан, пока не принесена акика».

Имам Бухути, да помилует его Аллах, в книге «Комментарий к «Мунтаха ирадат» сказал: «Если совпадает время курбана и акики, т. е. седьмой день или другие дни, с днями жертвоприношения аль-Адха, и будет принесена акика, то она совмещает в себе и курбан, также как если приносить курбан — он совмещает в себе другой акт. Это как, если совпадает праздничный день с пятничным, и искупаться для одного из этих случаев. Также, заклание барашка при совершении акта хаджа видом «таматту’» или «киран» в праздничные дни, может считаться осуществленным как обязательным даром в акте хаджа, так и закланием курбана».

Он, да помилует его Аллах, сказал в книге «Кашшафуль кина’»: «Если если совмещать Акику и Курбан и вознамериться принести жертву за оба действия, т. е. за курбан и акику, то это дозволено согласно текстам (имеется ввиду, наследию оставленному имамом Ахмадом, да будет доволен им Аллах)».

Это мнение выбрал шейх Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Аллах и сказал: «Если совпадают курбан и акика, то достаточно совершить одно действие хозяину семейства, решившему принести Курбан за себя. Заколов курбан сюда включается и акика».

Согласно словам некоторых представителей этого мнения, есть необходимость объединения — чтобы курбан и акика были совершены за маленького ребенка. А в словах других ученых этого условия не ставится. Если отец принесет в жертву курбан, она будет за него, а акика за ребенка. Итог: если принести в жертву одно животное за курбан и акику, то этого будет достаточно за оба вида жертвоприношения».
(См. Фатава шейх Мухаммад ибн Ибрахим)

Аллах, знает лучше!

 

Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]

1 комментарий

  1. Рахмутдин:

    В Шафиитском мазхабе есть два мнения в этом вопросе. Первое: Мнение ибн Хаджара аль-Хайтами, которого вы привели.
    Второе: Мнение Шихабуддина ар-Рамали, который разрешает совмещать жертвоприношение курбана и акики.
    Об этом говорится в хашия аш-Ширвани на Тухфат аль-Мухтаж. Также его приводит Ибрагим аль-Бажурий в своей хашии.

    При разногласии между этими двумя имамаи мазхаба, если человек не является муджтахидам, то может любое из этих мнений взять.
    Аллах знает лучше.

Оставить комментарий

Проверка *