легкость

 

Лёгкость и облегчение являются Сунной пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также основой и признаком ислама. Эта основа проявляется как в формах поклонения Аллаху, так и в правовых нормах, регулирующих жизнь. Лёгкость и облегчение присущи имущественным отношениям, призыву, обучению и исламу в целом. Аллах говорит в Коране (смысл): «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», аят 185).

 

Эта основа касается всех положений религии, поэтому Аллах говорит (смысл): «…и Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78).

 

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Облегчайте и не усложняйте»; «Поистине, религия Аллаха является лёгкой…»

 

Всевышний Аллах описал своего Посланника следующими словами (смысл): «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для Него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (сура «Покаяние», аят 128). Объясняя слова «тяжко для него то, что вы страдаете», Ибн Касир говорит: «То есть он тяжело переносит всё, что ввергает его общину в затруднительное положение и становится для неё сложным».

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) придерживался лёгкости сам и воспитывал на ней своих сподвижников. Он говорил: «Поистине, Аллах не отправил меня затрудняющим и придирающимся, однако Он отправил меня обучающим и облегчающим». То есть Аллах не отправил пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он усложнял людям жизнь, вменяя им в обязанность то, что является для них затруднительным, или выискивая их ошибки. Он отправил его для разъяснения и облегчения. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Облегчайте и не затрудняйте».

 

Жизнь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) полна примеров тому, о чём было сказано выше.

 

 

Повеление сподвижникам

 

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) постоянно повелевал своим сподвижникам придерживаться лёгкости. Так, он говорил им: «Вы отправлены, чтобы облегчать, а не чтобы усложнять». Также он говорил: «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не отталкивайте». Ан-Навави, комментируя данный хадис, говорит: «Если бы было велено лишь облегчать и не было велено не затруднять, то человек, который иногда придерживается лёгкости и в большинстве случаев придерживается затруднения, мог бы считаться исполнившим данное повеление. Поскольку же велено не затруднять, это означает, что затруднение запрещается во всех случаях. И это именно то, что требуется».

 

Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил Абу Мусу аль-Ашари и Муаза в Йемен, он сказал им: «Облегчайте и не затрудняйте, радуйте и не отталкивайте, приходите к согласию и не разделяйтесь». Кади Ияд сказал: «В этом хадисе содержится повеление, которое необходимо исполнять: облегчение в делах, мягкость по отношению к людям, взращивание любви к вере, оставление жёсткости и того, что отталкивает сердца, особенно тех, кто пришёл к вере недавно. Также оставление излишней строгости является обязательным по отношению к детям, приблизившимся к совершеннолетию, в сердцах которых ещё не утвердился необходимый порядок совершения дел и у которых ещё нет должной практики. Нельзя проявлять к ним жёсткость, чтобы это не оттолкнуло от совершения требуемых от них благих дел».

 

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта религия является лёгкой, но если кто-либо станет затруднять её себе (возлагая на себя столько поклонения, сколько ему не под силу), она обязательно одолеет его. Так придерживайтесь же правильного, приближайтесь к Аллаху и возрадуйтесь». Ибн аль-Мунир сказал: «Мы видим, как это видели люди до нас, что каждый, проявляющий чрезмерность в религии, срывается. Это не означает, что не нужно стремиться к более полноценному поклонению – подобное лишь приветствуется. Однако нельзя проявлять излишество, которое ведёт к ослаблению, и чрезмерность в дополнительных благих делах, которая в итоге приводит к оставлению более важных». Ибн Раджаб говорил: «Смысл хадиса заключается в запрете проявления чрезмерности в религии, когда человек возлагает на себя поклонение, которое ему не под силу, кроме как посредством очень больших усилий над собой. Это и есть смысл слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “…но если кто-либо станет затруднять её себе (возлагая на себя столько поклонения, сколько ему не под силу), она обязательно одолеет его» – то есть религию не получится соблюдать посредством чрезмерности, и кто станет затруднять её себе, того она одолеет и остановит”».

 

 

Лёгкость при заключении брака

 

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал мусульманам облегчать заключение брака и не завышать махр (брачный дар). Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучший брак – это самый лёгкий». А также: «Наилучший брачный дар – самый лёгкий». Смыслом этих слов является облегчение для молодых людей заключения брака, поскольку, когда общество усложняет создание семьи, это приводит к очень скверным социальным последствиям.

 

 

Лёгкость в религиозной практике и нормах

 

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда представлял ислам лёгким. Во многих обстоятельствах для людей предписаны определённые облегчения, которые являются исключениями. Например, старому человеку, для которого затруднителен пост, можно не поститься и накормить вместо этого бедняков. Тому, кто не может совершать намаз стоя, можно совершать его сидя. Тот, кто не может совершить его сидя, может сделать это лёжа. Тому, кто не может совершить хадж сам, можно отправить за себя другого человека. А словами, которые Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто повторял во время хаджа, отвечая на вопросы, были: «Делай, ничего страшного».

 

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «(Иногда) я становлюсь на намаз и желаю удлинить его, после чего слышу плач ребёнка и укорачиваю намаз, не желая причинить затруднения его матери». Ибн аль-Джаузи сказал: «Этот хадис указывает на сострадательность Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его мягкость по отношению к своей общине. И этими словами он обратил внимание на то, что имамам следует облегчать намаз».

 

 

Мягкость по отношению к людям

 

 

Абу Хурейра рассказывал: «Как-то раз один бедуин принялся мочиться прямо в мечети. Люди встали, чтобы прогнать его криком, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел им: ‘‘Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды, ибо, поистине, посланы вы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения’’».

 

 

Заключение

Безусловно, как видно из многочисленных шариатских текстов, лёгкость и облегчение являются пророческой Сунной. Однако естественно, что у этих принципов есть свои границы. Облегчение не должно приводить к греху или преступлению. Оно не должно становиться попустительством, при котором человек не исполняет свои обязательства. Принцип лёгкости не может менять утверждённые исламские принципы и твёрдо установленные правовые нормы. Айша – жена Пророка (мир и благословение Аллаха) – говорила: «Когда бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ни стоял перед выбором между двумя вещами, он всегда выбирал более лёгкое из них, если только это не было грехом. Если же это было грехом, то он был самым далёким от него человеком».

 

Необходимо понимать, что целью принципа лёгкости, присущего исламу, является облегчение людям исполнения того, что возложил на них Всевышний Аллах. Аллах знает обо всём лучше.

 

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос