Хотелось бы обратить ваше внимание, что это не дискуссия, а просто размышления. А и Б не обязательно должны иметь разные мнения на этот счет.

А. Как думаешь, почему бойкоты не работают?

Б. Ты имеешь в виду бойкоты, когда мусульман призывают не покупать западные товары?

А. Да

Б. Ну, думаю, что причин много. Это и слабая самоидентификация мусульман, когда они не видят себя частью огромной команды, которая работает вместе, и частое отсутствие замены тем товарам, от которых нас просят отказаться.

А. А мне кажется, что есть еще один момент.

Б. Какой?

А. На мой взгляд, мы слабо призываем поддерживать своих, если они есть. Бойкот ведь разный бывает. Это и отказ от чужого в пользу своего, если оно есть. Отказ в пользу менее чужого, если оно есть. Либо использование чужого против чужого, если другого выхода нет. Если бы мы чаще призывали покупать свои товары, поддерживая мусульман, то дело бы шло лучше. Ты так не считаешь?

Б. Частично согласен с тобой.

А. Помню читал в одной книге, написанной в эпоху распада Османской империи, что англичане, оккупировавшие тогда Ирак, ходили за покупками только к своим, даже если для этого приходилось отправлять в отдаленную часть города.

Б. Ну не у каждого ведь есть возможность покупать то, что дороже, только из-за того, что это наше.

А. Согласен. Но можно поставить цель — стараться покупать у своих когда это возможно. Если можешь брать у своих, то обязательно это делать.

Б. А в чем ты видишь вообще смысл всего этого? Затем отказываться от чужого, если это дешевле и удобнее?

А. Ну, например, магазин, который открыл твой сосед принадлежит ему. И если он будет богатеть, то его деньги в основном будут в твоем городе и тратить их он будет здесь. От этого наш город будет богатеть. А если ты будешь покупать в чужом магазине, то все деньги, которые ты там оставляешь будут уходить к хозяину магазина за пределы твоего города. Отток капитала — это вред. А во-вторых, этим самым ты уменьшаешь давление на мусульман в разных уголках мира, которое в том числе происходит посредством этих крупных компаний, выделяющих огромные деньги и в бюджеты своих стран, и в пользу различных организаций.

Б. Если наши хотят, чтобы мы у них покупали, пусть делают дешевле, как у конкурентов. Разве не так?

А. Тут соглашусь с тобой. Но как им продавать свои товары дешевле, если пришлые конкуренты имеют огромные сети мирового уровня и могут продавать дешевле, чем местные производители? Если ты хочешь, чтобы было дешевле, то сначала помоги нашим подняться на ноги, чтобы они тоже выросли и могли отпускать товары дешевле. Рассчитывать на то, что у них будет дешевле, не поддерживая их, бессмысленно.

Б. Наверное, ты прав. Как без поддержки своих рассчитывать на то, что они будут развиваться, улучшать и конкурировать с пришлыми?

А. Именно.

Б. Все-таки я считаю, что главная причина — это то, что для многих мусульман понятие “мы” пока еще чуждо. Покупая что-то, им не приходят на ум такие вещи, как поддержка своих и нежелание помогать чужим. Они все еще живут в мире, в котором главное — это их частное, индивидуальное, а для общего дела места в нем мало. Если им хорошо, то все остально уже не имеет большого значения.

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос